Начальник управления товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Синишова рассказала о том, какие бренды могут попасть«под крыло» закона и почему в Беларуси мало кто использует такой правовой механизм защиты товара, как географическое указание.
Географическое указание содержит название населенного пункта или местности, которое можно использовать на товаре для создания у потребителей четкой ассоциации о месте производства продукции с ее особыми свойствами, качеством, репутацией или иными характеристиками. В Беларуси в настоящее время зарегистрировано всего три национальных географических указания, говорит Наталья Синишова.
Получив право пользования географическим указанием, белорусский производитель не только подтверждает оригинальность своего товара и его качество, но и способствует формированию положительного имиджа своего региона, города, деревни и страны в целом.
– Однако большой популярности и спроса на регистрацию географических наименований у нас в стране нет. И на это есть две причины. Во-первых, субъекту хозяйствования для того, чтобы получить правовую охрану географического указания, необходимо заключение компетентного органа, что его товар, наделенный географическим указанием, имеет особые свойства, связанные с местом происхождения. И, во-вторых, наши субъекты хозяйствования мало знают о том, что есть такой объект интеллектуальной собственности, как географическое указание, – объясняет Наталья Синишова.
Сейчас Национальный центр интеллектуальной собственности охраняет 37 географических указаний. В основном все зарубежные: 24 грузинских бренда, ирландский и шотландский виски, тульский пряник и другие. Среди белорусских брендов – «Минская минеральная вода», «Лидское пиво» и «Лидский квас».
– Имея статус географического наименования, продукция субъекта хозяйствования получает уникальный маркетинговый инструмент, который помогает эффективно продвигать и продавать товар. Второй рычаг – запрет использования схожих названий другими субъектами хозяйствования. У нас довольно много уникальных товаров в стране, о которых люди даже не знают. Вот, например, ООО «Гермес А» добывает сапропелевые лечебные грязи. Также предприятие занимается их поставкой в санатории. Наш белорусский лен широко известен. Почему бы не сделать брендом оршанский лен? Это мог бы быть великолепный инвестиционный проект, который бы привлек инвестиции в регион. Помимо этого, добрушский фарфор, кировская смаженка и нарочанская минеральная вода…
Это могут быть физлица, организации, юрлица, объединения лиц с различным субъектным составом.
– У нас есть мастерицы, которые ткут уникальные ручники – неглюбские. И с учетом нашего закона даже одна мастерица, которая продолжает традицию, может подать заявку на получение географического указания и получить право пользования именованием «Неглюбские ручники», – рассказывает Наталья Синишова. – Это могут быть ассоциации производителей. В поселке Дрибин мастера-шаповалы производят валенки. Жители могут объединиться в ассоциацию производителей и подать заявку.
Что касается самой процедуры, то она состоит из нескольких этапов. Первое – это подача заявки и оплата патентных пошлин. Дальше – экспертиза. Необходимо заключение компетентного органа о том, что товар имеет определенные свойства, качество, репутацию, связанную с местом происхождения. И таким компетентным органом является Академия наук со всеми ее подчиненными организациями.
– У нас в стране широкий список того, что может охраняться таким объектом интеллектуальной собственности, как географическое наименование. Это и растения, и животные, сельскохозяйственная продукция, изделия ремесленных промыслов, всевозможные напитки, минеральные воды, специи, чай и так далее. Во время корректировок Закона «О географических указаниях» максимально упростились требования.