Музеи учреждений образования имеют большой потенциал в плане воспитания гражданственности и патриотизма молодого поколения. Таким мнением поделилась член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Марина Васько.
Фото из архива «СБ»
- Формы воспитательной работы школьных музеев своими корнями уходят в советское прошлое и выдержали проверку временем. Однако сегодня их роль по-новому переосмысливается, можно сказать, они получают второе дыхание в свете усиления патриотического воспитания, - считает депутат. - На базе музеев проводится поисковая и проектная работа, которая имеет большое значение. Она позволяет ребятам непосредственно «погрузиться» в историю, прикоснуться к военному прошлому, способствует совершенствованию исследовательских компетенций учащихся.
В школьных музеях организуются внеклассные мероприятия - уроки мужества, праздничные концерты и мероприятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества, Дню Победы, поздравления ветеранов, различного рода творческие конкурсы и смотры.
- Непременной составляющей музейной практики в школах является экскурсионная деятельность. И ее характерная черта – объединение в рамках работы всех возрастов, охват экспозицией всех учащихся, начиная с младших классов. Музеи учреждений образования активно сотрудничают с местными советами ветеранов, краеведческими музеями, архивами. Они имеют свои сайты или страницы на сайтах учреждений образования, где размещают интерактивные экскурсии. Это отвечает веяниям времени, - подчеркивает Марина Васько.
Школьные музеи способствуют формированию у молодежи глубокого и осмысленного понимания истории родной деревни, своего района, города и страны в целом. Невозможно переоценить их вклад и в сохранение исторической правды, в том числе об истории Великой Отечественной войны. Так и воспитываются настоящие патриоты своей страны – через «погружение» в архивные документальные источники, реальные факты и цифры, т.е. живую историю.
- Если школьник сам участвовал в создании экспозиции, поисковой работе, работал с историческим документом, проводил экскурсии для сверстников, то он будет иметь четкое, реальное и правдивое представление об исторических событиях. Только на сухих цифрах и фактах энциклопедий и учебников патриотов не воспитать, - говорит парламентарий.
Многие школьные музеи в Беларуси накопили большой уникальный исторический материал и практический опыт работы. В качестве примера Марина Васько приводит родную Брестчину, где в учреждениях образования работает 184 школьных музея и музейных экспозиций, в том числе 35 из них военно-патриотической направленности.
- Так, в средней школе №8 г. Бреста создан музей первого Героя Беларуси В.Н. Карвата. Здесь представлено около 200 экспонатов, которые рассказывают о жизни и подвиге военного летчика. Все 11 лет с момента основания музея учреждение образования поддерживает связь с родными и сослуживцами героя. И это позволило собрать те уникальные предметы, которые сегодня можно увидеть в экспозиции, - рассказывает Марина Васько. – Или другой пример - музей средней школы №9 г. Барановичи, которая носит имя Героя Советского Союза Г.Н. Холостякова. Он существует почти 40 лет. За эти годы из небольшой экспозиции он вырос в полноценный музей, в создании которого принимали участие и учащиеся, и педагоги. Среди уникальных экспонатов, хранящихся в музее, китель и фуражка Холостякова, есть копия модели парусника «Метеор» из его рабочего кабинета, макет 16-ракетного подводного крейсера «Ленинец», корабельные часы, морские узлы. Неудивительно и то, что школьный музей сотрудничает с Барановичским краеведческим музеем, общественными объединениями Беларуси и России. Любопытный факт – именно этот музей стал первым из Беларуси членом Ассоциации военно-морских музеев и хранителей морских традиций. В связи с этим в феврале этого года делегация школы во главе с директором Юлией Тарасовой приняла участие в IX коллегии музеев военно-морской направленности в Санкт-Петербурге.
Большой материал о работе школьных музеев в нашей стране читайте в свежем выпуске «Народной газеты».