Мастер Катерина Волкова создает уникальные елочные шары с «начинкой»

Шары с внутренним миром

Шесть лет назад молодая мама Катя Волкова решила развлечь себя в декретном отпуске и оформить баночки от детского питания, немалое количество которых скопилось дома. Выбрала достаточно необычную технику точечной росписи, когда кружевные узоры создаются с помощью контурных акриловых красок. Эксперимент удался, и Катя продолжила расставлять точки — на чехлах для телефонов, кошельках, зеркалах, тарелках... А потом появилась идея с новогодними шарами.

Фото Дарьи Русан

Сама Катя называет их “фаршированными” или “шарами с внутренним миром”. Потому что под прозрачными оболочками, мастерски расписанными Катей, можно разглядеть объемные композиции, а в них — истории, характеры. Вот, например, французский шарик. Рассматриваешь миниатюрную Эйфелеву башню, чашечку кофе с круассаном, белоснежного голубя, усевшегося на палочке корицы, и представляешь себя, счастливого, расслабленного, в кафе у главной парижской достопримечательности. А вот шарик, предназначенный, видимо, для очень творческой личности: швейная машинка, ножницы, иголки в подушке... Так и хочется взять эти вещи в реальной величине и тоже начать творить.

— Шары — моя страсть! Хотя это и сезонная работа, — говорит Катерина. — Первые украшения были достаточно примитивные — с привычной новогодней атрибутикой: веточками, шишками, ягодами... Но со временем поняла, что именно “начинка” может помочь раскрыть характер хозяина шарика, рассказать его историю. Так изделия стали наполняться смыслом. У людей по-настоящему загораются глаза, когда они видят конструкцию, внутри которой что-то спрятано. Здесь есть элемент чуда, “секретиков” из детства. Помните, как раньше во дворах прятали под стеклышко фантики и засыпали их песком? Мне кажется, такие шары навевают людям ностальгические воспоминания, вызывают ощущение волшебства. Люблю делать событийные шарики — к свадьбе, рождению ребенка... Приятно воплощать подобные заказы, ведь тебе доверяют личные истории.

“Фаршированные шары” — авторская разработка Катерины. Идея пришла в голову совершенно спонтанно. Увидев, как ее свекровь, тоже человек творческий, впрочем, как и родители Кати, украшает декупажем круглые пластиковые формы, попросила одну из них для эксперимента. Хотела испробовать на ней технику точечной росписи. Конструкция разъемного шара подсказала — его можно не только расписать, но и чем-нибудь наполнить. Так появился бренд #шарыволковой, которому, надо сказать, последнее время пробуют подражать и другие мастера.

— С одной стороны, это льстит. Ты понимаешь, что сделал что-то достойное, если это воплощают и другие. Но с другой — расстраивает, ведь они не находят в себе силы признать, что идея подсмотрена. В мире, где все уже придумано, очень ценно обладать авторской задумкой, которая имеет отклик у публики, — убеждена Катя. 

К нынешнему сезону Катя готовит более сотни шаров, хотя начиналось все с одного десятка. Создать чудо в шаре — дело достаточно хлопотное. По подсчетам мастера, на один шар нужно потратить 2—3 часа. Но проблема в том, что за один присест его не сделаешь. Приходится ждать, пока закрепится композиция, подсохнет краска. А до начала работы — хорошенько обдумать содержимое шара. Этим мастер занимается во время прогулки с детьми или готовки. Катя называет это оптимизацией производства и экономией времени. А его у молодой мамы не так много — сейчас Катя в отпуске по уходу за вторым сыном.

— Нашла более-менее удобный режим. Ужин и обед готовлю сразу на несколько дней. Работаю во время дневного сна малыша и когда муж приходит с работы. Он — моя надежная опора. Ухожу в мастерскую, а Паша играет с детьми, укладывает их спать. Выходные тоже в моем распоряжении, — рассказывает мастер. — Это непросто. Но без ручной работы я не могу, просто потухну. Для меня творчество — как третий ребенок, который требует и времени, и пространства в квартире. Возможно, не все это поймут. Наверное, согласятся такие же натуры, которые чувствуют постоянный прилив мыслей, эмоций, идей и необходимость их куда-то выплеснуть.

Именно поэтому после декрета Катя планирует продолжить заниматься ремесленничеством. Хотя по образованию она журналист, но и довольно продолжительное время работала в продажах. Говорит, по прежним видам деятельности не скучает, так как нынешнее направление позволяет сочетать все те навыки, которые приобрела раньше.

— Если хочется больше рассказать о том, что я сделала, пишу объемный пост в Instagram. Если интересно проработать новую технику в продажах, иду на выставку, — объясняет Катя. — Надо сказать, сегодня и ярмарки, и социальные сети — два эффективно работающих канала реализации, но отличающихся подходами в продвижении изделий, целевой аудиторией и спросом. Например, сумки с росписью лучше продаются через социальные сети.

К слову, благодаря необъятной сети интернет белорусскую мастерицу находят покупатели со всего мира. Ее изделиями пользуются в Австрии, Германии, Нидерландах, России, США... Одна сумочка отправилась даже в Китай.

— Для меня это была полная неожиданность. Ведь обычно в Беларусь заказывают китайские аксессуары, а не наоборот. Теперь жду — появится на AliЕxpress похожий узор или нет, такие истории в творческой среде уже не редкость, — улыбается Катя. — А если серьезно, очень приятно, что мои работы находят покупателей по всему миру. Муж подарил скретч-карту — думаю, пора уже на ней отмечать путешествия моих изделий.

Конечно, когда шесть лет назад Катя ставила свою первую акриловую точку, она и предугадать не могла, куда заведет ее этот эксперимент. И уж тем более не предполагала, что будет когда-нибудь учить точечной росписи других.

— Было сложно решиться делиться навыками, — говорит она. — Но меня убедили попробовать, и я получила огромное удовольствие от того, что опытом можно делиться и в эту свою точечную касту привлекать новых людей. Сейчас у меня свой курс. На занятиях мы не просто рисуем ради результата, а получаем максимум удовольствия от процесса, ведь point-to-point — медитативное направление.

Мастер признается, что ее саму роспись научила спокойствию, усидчивости, терпению, а еще умению не паниковать, когда что-то идет не по плану:

— Теперь я точно знаю, что, пытаясь исправить какую-то ошибку, можно найти совершенно неожиданные решения. Мне кажется, моя роспись строилась на том, что я исправляла кривые точки, приходила к новым элементам в виде вензелей и получала таким образом оригинальные узоры. Так и по жизни — если что-то где-то не выходит, уже на уровне рефлексов включается установка: найти обходные пути.

Катю радует, что сегодня меняется отношение к авторским изделиям. Все реже их называют поделками и говорят фразы вроде “Да моя соседка Галя тоже так может”. Люди понимают, что ручная работа стоит недешево, потому что это непростой труд. Правда, и мастеров на выставках становится все больше. Но соперничество не пугает:

— Конкуренция раззадоривает. Я люблю бороться. Это у меня в характере. В детстве занималась спортивными бальными танцами, участвовала в конкурсах и я знаю, что такое дух соперничества и вкус победы. Ощущение конкуренции заставляет не сидеть на месте, а развиваться и выходить на совершенно новый уровень.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter