![](/upload/iblock/a58/a58956fff133aba3acdf5d1c4c5bfb94.jpg)
Но это все там, за стеклянными стенами галереи «Панорама». А вот на стенах в одинаковых рамах тихие акварели. Чистая природа. Поля, небеса, реки, леса и перелески, дороги и тропинки, рассветы и закаты... И как только ты поворачиваешься к ним, то забываешь о мегаполисе, уходишь, погружаешься в природу. Ошеломительный контраст, подчеркивающий первозданность и нерукотворность природных пейзажей.
![](/upload/iblock/dda/dda52644aa49732e202d80ed26b98abf.jpg)
Очень точное и тонкое название выставки — «Крокi па вадзе», но поэзию названия начинаешь понимать и чувствовать, когда знакомишься с работами художника.
Казалось бы, для создания акварели надо очень мало: бумага, вода, краски и кисть. Вот и все. Каждый из нас когда–то пробовал, что–то пытался изобразить неподатливыми акварельными красками. Это все происходило в детстве, когда–то давно...
При первом приближении все кажется понятным и ясным. Только все эти составные части акварельной техники не будут взаимодействовать без художника, без мастера. Акварель — очень капризный материал, не терпящий переделок. Художник должен умудриться сделать все сразу и точно.
Я много раз видел, как Вячеслав Павловец в своей мастерской зависает с большой кистью над листом. Смотрит, как медленно на влажной бумаге растекается краска. Он всматривается, чего–то терпеливо ждет, а потом в нужный, известный только ему момент проводит по шершавой бумаге темную линию. И эта бесформенная линия, как это ни поразительно, становится лесом. Но не простым, а присыпанным снегом. Кисть моется в воде, стряхивается — и еще одна линия. Чистая вода промывает извилистую полосу. Смотришь, а это уже дорога к тому самому лесу, через снежное поле... Чудо происходит тут и сейчас, на глазах.
Передать всю полноту игры прозрачных акварельных цветов не может даже самая лучшая фотография. Акварель держится на «чуть–чуть», на неуловимых движениях кисти, пятен, линий. Акварель — это фокус! А художник–акварелист — мастер оригинального жанра. Всегда — виртуоз. Без мастерского владения техникой, без понимания тысяч тонкостей и нюансов хорошую акварель не создашь. То бумагу не так намочишь, то пропустишь тот единственный короткий момент, когда следует прикоснуться кистью к ее поверхности... Работа с акварелью — бесконечная череда ошибок и неудач. Приходится брать новый лист дорогой бумаги и начинать все сначала.
Все работы, а это двадцать четыре листа, написаны художником в этом году. Пейзажи очень разные и в то же время похожи. Чем? Высоким уровнем мастерства. Художник как бы играет: льет на бумагу воду, капает краску, она растекается, превращаясь в снег, деревья, облака, закаты, туманы... Получается поэзия — прозрачная и трепетная. Настоящая, как очень хорошие стихи. Наслаждаешься, сопереживаешь и перестаешь думать, как это сделано.
К подобной ясности и простоте Вячеслав Павловец шел долго. Его акварели, выполненные в институте (он выпускник отделения графики нынешней академии искусств) и сегодня, — две большие разницы. Очередная выставка в галерее Национальной библиотеки — яркое тому свидетельство.
Найдите время, поднимитесь на 22–й этаж, полюбуйтесь городом и познакомьтесь с творчеством Вячеслава Павловца, одного из лучших мастеров акварели. Художника, чьи персональные выставки проходят в лучших галереях Европы, чьи работы находятся в постоянной экспозиции нашего Национального художественного музея.
СПРАВКА «СБ»
Вячеслав Павловец — известный художник, иллюстратор, книжный дизайнер. Родился в 1959 году. Учился в БГТХИ. В выставках участвует с 1978 года. Член БСХ с 1988 года. Награжден медалью союза художников «За заслуги в изобразительном искусстве» в 2006 году. Работает художественным редактором журнала «Мастацтва».
ladzimir@tut.by