— Сергей, как все прошло в школе?
— Волнительно и радостно. Готовиться начали заранее: Данила с бабушкой разучили стихотворение, которое ему доверили читать на торжественной линейке, со старшим братом сходили на прогон, всей семьей выбрали школьные костюмы… Кстати, белорусского производства. Ассортимент огромный, специалисты «Беллегпрома» в этом плане большие молодцы. Букеты для обоих сыновей (старший Никита у нас уже семиклассник) собирала и составляла супруга. Получилось, как всегда, душевно и красиво.
— Пойдут ли сыновья по вашим стопам, как думаете?
— Данила — возможно. Как‑то в саду его попросили нарисовать любимую профессию, так он изобразил телевизор и мужчину в галстуке: вот, мол, это будущий я. А Никита у нас больше по современным тенденциям: IT, игровой дизайн, китайский язык. В последнем, кстати, уже проявляет определенные успехи, прошел отбор в Институт имени Конфуция. Раньше все хотели быть космонавтами, а сегодня у молодежи совсем другие приоритеты.
— На телевидении дефицит новых лиц ощущаете?
— Я иногда вижу, как молодые ребята приходят трактоваться (проходить пробы на роль ведущих. — Прим. ред.). Кто‑то делает селфи в студии, быстренько его выкладывает — и на этом их путь на телевидении, как правило, заканчивается. Все, что они хотели от телевидения, они уже получили. Сейчас, с учетом ряда событий последних лет, работа в кадре — это огромная ответственность, нужно обладать в том числе высоким уровнем стрессоустойчивости. Многие к этому оказываются не готовы. Сегодняшние ведущие на телевидении — в большинстве своем давно не «говорящие головы», мягкие и пушистые. Требования и задачи кардинально изменились.
— Каким образом?
— Во‑первых, в кадре работают люди с принципиальнейшей гражданской позицией. Информационная война идет уже три года, накал страстей не спадает. Для меня, например, в новостях сейчас существует только два цвета: черный и белый. Правда и ложь. И никаких полутонов и оттенков. Во‑вторых, изменилась сама подача новостей. Они стали мощнее, откровеннее в своих оценках, с более прямой аналитикой. Ярче, если хотите. До 2020 года мы, ведущие, выходили в эфир «читать новости». Да, где‑то добавляли аналитику, но таких точных акцентов, как сейчас, не расставляли. Простой пример: наши аграрии, которые работают на уборочной. Сегодня мы не устаем повторять: это НАШИ герои, мы ими гордимся, ценим их тяжелый и такой важный для страны труд. Другими словами, сегодня значительно возросла ценность людей труда. И об этом нужно напоминать. А еще — благодарить.
После 2020‑го изменилось и отношение к правоохранителям и представителям силовых структур. Люди грудью стали на защиту не только правопорядка в стране, но и (что самое важное!) нашего суверенитета и независимости Родины.Они готовы были защищать даже тех, кто уже оступился. За нами правда — вот тот фундамент, который поддерживает. И если раньше оппоненты могли пытаться завести меня в угол фейками, то сейчас я прекрасно понимаю, что это было лишь пустозвонство и откровенное вранье. А у нас факты! Железобетонные! В этом еще одно отличие теленовостей: информация проходит проверку на достоверность. У нас всегда есть конкретный источник, на который мы ссылаемся. Соцсети и Telegram‑каналы этим похвастаться не могут, поэтому там и рождаются фейки. Кроме того, сейчас важно понятие целевой аудитории, какие новости и до кого мы доносим.
— Акцент — на молодежь, я правильно понимаю?
— В том числе. Тем более наш Президент не раз обращал внимание на работу с молодежью. Задача новостей также и образовательная, мы должны донести, где на самом деле белое, а что абсолютно черное, только в цветной упаковке.
И если где‑то об этом нужно сказать чуть более жестко, языком, который ближе к народу, мы это делаем. Когда Президент допускает в речи крепкое словцо (и мы выпускаем это в эфир!), все понимают, что вопрос накипел и только так можно до людей достучаться. Сама подача информации в новостях сейчас требует идти практически на грани, четко понимая, к чему ты ведешь ту или иную мысль.В 2020‑м у меня как‑то возник разговор с нашими оппонентами про Родину. Они утверждали, что родились при СССР, Советский Союз развалился, а значит, и Родины уже нет. «Так не в названии же дело!» — парировал я. Дело в твоей земле, месте, где живут родители, где похоронены бабушки и дедушки. Это наши корни. И это наша Родина! И важно ее любить и беречь. Это, как мне кажется, такая простая истина, но почему‑то не все хотят ее понимать. Сейчас я получаю от прямых эфиров настоящий адреналин, такого раньше не было. Потому что могу «разговаривать со зрителем», могу донести мысли. Мне интересно порассуждать вместе с аудиторией по ту сторону экрана. Более того, часто я и сам включаю новости, чтобы посмотреть на работу коллег. И как зритель получаю удовольствие от того, как и какие акценты ребята расставляют.
— Ваши коллеги один за другим сейчас запускают именные YouTube‑программы, ведут Telegram‑каналы. У вас нет амбиций сделать собственный проект по образу и подобию?— Мысли по поводу создания нового продукта периодически появляются, тем более я из тех людей, которые постоянно говорят коллегам: «Ребята, а давайте попробуем так…», «Ребята, надо по‑другому». Свой проект делать интересно, однако считаю, что есть много классных журналистов, которые двигаются в этом направлении, и мне интересно за ними наблюдать. Поэтому пока придерживаюсь позиции зрителя и активного комментатора.
— А что насчет курсов по постановке голоса, например? У некоторых ваших коллег опять же имеется такой опыт — и весьма успешный.
— Ох, вы сейчас наступили на больную мозоль… Дело в том, что мой путь в средствах массовой информации начался еще в конце 1990‑х. Я успел поработать практически на всех радиостанциях, которые существовали в то время. Так вот, технике речи и написанию новостей меня обучали, не побоюсь этого слова, мастодонты. Как формировать новость, сколько слов должно быть в предложении, сколько предложений в тексте — все это тщательно изучалось и фиксировалось. А недавно, спустя много лет, довелось посетить тематические курсы. И я пришел в ужас: будущих ведущих обучают теоретики, которые никакого отношения ни к радио, ни к телевидению не имеют. Чему они учат? Технике речи? Извините, но в телеэфире не о технике речи разговор. Может быть (и я этого не исключаю!), у меня слишком завышенные требования, но время такое, что нужно кардинально менять подходы во многом. Профессия ведущего сейчас точно не о правильной речи. Важна сама новость. Мысль. Акцент. И конечно, настроение, драйв, харизма. А еще важно слышать режиссера, держать камеры, суфлер, видеть телекартинку. А что я иногда наблюдаю на трактах? Переключилась камера, а в глазах ведущего — испуг. Я вижу, что он потерялся. Соответственно, потерялась мысль, текст, оборвалась нить всего повествования. А значит, он уже потерял меня как зрителя. Поэтому важно не то, как ты интонируешь, а сама новость, факт и твои мысли, которые хочешь донести до публики. Что касается меня, то я всегда открыт к новым предложениям, движению и развитию.
Главные новости страны — программа «Панорама» — выходит ежедневно на «Беларусь 1» в вечернем прайм‑тайме. Корреспонденты Агентства теленовостей подводят итоги информационной картины дня страны и мира.leonovich@sb.by