Семь футов над килем

Гомельский СССРЗ - предприятие уникальное, гремевшее когда-то на весь Советский Союз...

По территории Гомельского судостроительно-судоремонтного завода проходит бетонная стена. То, что внутри ограды, - это остатки легендарного предприятия. Фактически - остов. Снаружи - основательные корпуса и ангары частных фирм, возникшие на месте распроданных заводских построек. 22 марта должен пройти очередной аукцион. Завод попытается продать еще одну часть оборудования и зданий...


Напомню, Гомельский СССРЗ - предприятие уникальное, гремевшее когда-то на весь Советский Союз. Одними из первых гомельчане стали строить знаменитые суда типа "Ракета". Красивые гомельские "Полесья" на подводных крыльях по сей день можно встретить от Дуная до Амура.


Проблемы завод испытывает с начала нового века. Конвульсии судостроительной отрасли драматически наложились на кризис всего нашего флота ("Баржи сели на мель", "СБ" за 5 ноября 2009 г.). Все просто: сдали на металлолом теплоходы - нечего стало ремонтировать. С судостроением тоже не задалось - не выдержали конкуренции. Памятниками отрасли сегодня служат остовы недостроенных и недоремонтированных буксиров на заводских стапелях. Только эти насквозь ржавые корпуса и напоминают о том, что Гомель когда-то был центром судостроения. Название у завода прежнее, но вернуть его профиль никто уже не надеется.


Процедура санации и банкротства началась на предприятии в 2002 году. C тех пор никак не завершится. Сроки регулярно продлеваются. Завод безуспешно цепляется за жизнь, попутно продавая и проедая остатки имущества. В поисках смысла своего существования корабелы пытались ремонтировать троллейбусы, делать моторные лодки и мусорные баки. Рассматривались варианты сборки автобусов в здешних цехах. Ни в одном из начинаний большого успеха не добились.


Сменяющихся кризисных управляющих тут давно не считают: сбились со счета, да и, похоже, надоело. Нынешний управляющий Владимир Василец, назначенный в конце октября прошлого года, предположил, что он "пятый или шестой". Показал план местности, на котором отмечены прежние и нынешние границы предприятия. Видно, что после всех распродаж завод "усох" по территории примерно втрое.


Управляющий надеется, что распродажа позволит отдать долги:


- Вот, выставили на аукцион оборудование и сооружения, которые не используются и остались вне нынешней территории...


Считается, что такая "ампутация" поможет остановить болезнь. Начальная цена идущих с молотка станков, кранов и зданий как раз соответствует сумме долгов бюджету - около 1,3 миллиарда рублей. Надежда на то, что на все найдется покупатель, очень призрачна...


Напомнив, что сам он здесь человек новый, Владимир Василец рассказывает о вариантах реанимации. Ключевым условием для этого является опять же продление санации (читай: отсрочки по долгам). На сей раз намерены сосредоточиться на изготовлении грейферов для подъемных кранов. У нас в стране эти "ковши" не производят, а спрос есть. Вот завод и попытается предложить импортозамещающий вариант фирмам, специализирующимся на погрузке-разгрузке. Не оставляют планов по развитию малого судостроения - лодок, катеров для заинтересованных ведомств. Вот только заказов нет. Имеется еще одна зацепка, на которую рассчитывают заводчане. В цехе, где строили крылатые суда, пытаются теперь делать прицепы для перевозки скота. Звучит не очень, но сейчас не до красивостей. Лишь бы купил кто-нибудь.


Вообще-то все эти грейферы и скотовозы выглядят не хуже и не лучше, чем предыдущие проекты. Но всем им неизменно сопутствовало странное "невезение". Объясняя его причины, чиновники разводят руками: неудачный менеджмент довел. Уже лет 10 как неудачный...


В начале прошлого года мелькнул проблеск надежды: заговорили о том, что предприятие "Белтопэнерго" покупает Гомельский судостроительно-судоремонтный и Речицкий судостроительный заводы. С целью "развития судостроения, в том числе экспортного". Скептики тогда только поморщились и - оказались правы. Сегодня глава "Белтопэнерго" Василий Ворфоломеев не горит желанием говорить об этой сделке. На вопрос, чем закончилась эпопея с покупкой заводов, ответил исчерпывающе:


- Ничем.


- Почему?


- Наших возможностей маловато... Всего доброго, до свидания.


Кстати, о надежде. Это слово вызывает не самые теплые ассоциации у немногих оставшихся старожилов. В 2002-м, аккурат перед началом процедуры банкротства, в Гомеле торжественно спустили на воду последнее судно - сухогруз "Надежда" класса "река - море". Его строили 4 года вместо плановых полутора лет. Последняя "Надежда" не принесла счастья ни исполнителю, ни заказчику, практически разорив одного и подкосив другого. Сегодня она ржавеет в Мозырском порту, сделав три рейса.


Между тем Василец и команда продолжают надеяться на светлое будущее. К международному экономическому форуму, который вскоре пройдет в Гомеле, планируют сформулировать заманчивый инвестиционный проект. Правда, вряд ли в нем пойдет речь о теплоходах...


Тем временем


К моменту, когда истек срок регистрации заявок на участие в аукционе, потенциальные покупатели проявили интерес только к двум лотам из 16 представленных. Это означает, что предстоит понизить стартовую цену на остальные объекты и попытаться продать их на последующих торгах.


Комментарий


Дмитрий Старостенко, начальник отдела транспорта и коммуникаций Гомельского облисполкома:


- Несмотря ни на что, завод живет и есть надежда, что там наступят перемены к лучшему. Разумеется, в нынешнем виде предприятию не выжить. Сегодня необходимо избавиться от лишнего имущества и использовать все возможности для модернизации производства. Очень рассчитываем на проекты, которые сегодня развиваются на заводе. И конечно, в этой ситуации помогли бы заказы профильного министерства - хотя бы на производство тех изделий, которые закупаются у сторонних фирм. Если все получится, то, возможно, к концу года завод выйдет из процедуры банкротства.

 

«Есть вопрос»

Фото автора.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter