Источник: Знамя юности
Знамя юности

Можно ли заработать на рукоделии?

Сделано вручную

«Вот уйду с работы, научусь мастерить открытки, расписывать шкатулки, вязать коврики и буду этим зарабатывать» – так нередко размышляют «офисяне», уставшие от ранних подъемов, дедлайнов и цейтнотов. Но воплотить мечту в жизнь удается немногим. Можно ли получать приличный доход от продажи хендмейда? И к чему нужно быть готовым, если хочешь добиться успеха в этой сфере?

Почем домик для кота?

27-летнему Владиславу Орлов­скому,
который год назад пере­ехал в Минск из агрогородка под Борисовом, идею для бизнеса подсказала знакомый волонтер:

– Я тогда взял на передержку бездомную собаку, а она курировала меня, помогала советом. Однажды пожаловалась, что мало кто делает домики и когтеточки для животных, а в магазинах выбор ограниченный, да и дорого. Я загорелся, просчитал, что дело обещает быть прибыльным, заплатил ремесленный сбор и приступил к делу. Никаких видеороликов не смотрел: все постигал методом проб и ошибок. К счастью, отец научил меня работать почти всеми инструментами, а школьные уроки труда отточили «скил».

Ручная пила, старый шуруповерт, молоток, степлер и 100 рублей на ткани – вот и все, что понадобилось для старта. Мастерскую Влад не снимал, работает дома. Говорит, что соседи не жалуются («Пару гвоздиков забил – вот и весь шум»).Уже за первые месяцы парень вышел в плюс и обновил «парк» инструментов:

– Со временем оптимизировал расходы: например, нашел частника, который продает канат (им обтягиваются когтеточки) в три раза дешевле, чем в строительных магазинах. Вот только с тканями в Минске беда. Для лежанок и домиков лучше всего подходит искусственный мех и плюш, но выбор невелик. 

Если стандартный домик из зоомагазина обходится в 60 рублей, то Влад продает аналогичный за 40. Клиенты находят его сами, в основном через «Инстаграм»: чаще всего обращаются минчане, но были и заказчики из Лиды, Витебска.

– В ближайшее время хочу договориться с несколькими зоомагазинами, чтобы брали мою продукцию на реализацию. Я уже узнал в налоговой инспекции – это не запрещено.
СОВЕТ НОВИЧКУ: обязательно оплатите ремесленный сбор, чтобы работать спокойно и легально. И не бойтесь пробовать себя в новом деле.
Если вас копируют, это хороший знак

Квартира минчанки Юлии Голован – царство красок, лаков, кистей и деревянных заготовок. А все потому, что Юлия – декоратор и один из самых известных в стране мастеров декупажа: ее шкатулки, подсвечники и вечные календари хорошо продаются и собирают сотни лайков в «Инстаграме».

 
По образованию Юля юрист. Но ее профессиональные планы изменило случайное объявление на дверях магазина товаров для рукоделия: «Приглашаем на мастер-класс по декупажу». Незнакомое слово, обозначающее технику декора, когда вырванная или вырезанная картинка переносится на заготовку, создавая иллюзию художественной росписи, заинтриговало и понравилось: почему бы не попробовать? 

На смену мастер-классам пришли онлайн-семинары, а квартира постепенно стала заполняться декупажными салфетками, красками, лаками и прочими «примочками». Прошло несколько лет, прежде чем мастерица решилась отдать наиболее удачные изделия на продажу в магазин. Интерес к ее работам превысил самые смелые ожидания. Воодушевившись, Юлия начала участвовать в выставках, а затем и вовсе решила отказаться от работы в суде в пользу ремесленничества: 

– Утром отвожу детей в сад и в школу и около десяти утра сажусь колдовать. Иногда так увлекусь, что оторву голову от стола – а за окном вечереет. И хотя уже восемь лет увлекаюсь декупажем и четвертый год официально оформлена ремесленником, мне нисколько не надоело. Если есть классная идея, ты готов не спать и не есть, с нетерпением ожидая, что в итоге получится.


Современный декупаж – это не салфетки и клей ПВА, а лазерный принтер, трансферные гели для переноса изображения, много других материалов и приспособлений, каждое из которых обходится в копеечку. 

– Частично решила вопрос с закупками, пройдя конкурсный отбор в команду дизайнеров одной из московских студий. Раз в сезон ее сотрудники присылают мне коробку с материалами, а я взамен использую их в мастер-классах, которые выкладываю в интернет. Чтобы снимать видео, специально купила хорошую камеру и штатив, а муж-программист помогает с монтажом. 

В основном Юлия продает свои изделия на выставках и лишь недавно начала раскручивать страничку в «Инстаграме». И хотя возможность торговать через интернет-площадки, которая появилась у мастеров благодаря Указу № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», это огромный плюс, есть у медали и обратная сторона:


– Другие мастера могут начать копировать твои работы – к этому нужно быть готовым. Раньше я расстраивалась, но потом научилась относиться к этому философски: раз за мной повторяют, значит, создаю что-то стоящее. Кроме того, это хороший стимул снова и снова делать работы неповторимыми и узнаваемыми по стилю.

Выставки, мастер-классы, которые Юлия ведет в том самом магазинчике, где она впервые приклеила декупажную салфетку к заготовке, – хобби позволяет декоратору быть в плюсе.

– Будь я человеком несемейным, прибыли от продаж на жизнь бы хватало. Но двоих детей с таким доходом не вырастишь – это вариант для тех, у кого есть запасной финансовый аэродром: хороший пассивный доход, высокая зарплата у супруга. 
СОВЕТ НОВИЧКУ: чтобы работы были интересными и разнообразными, освойте 10–15 основных техник, например, вживление лазерной распечатки, прямой и обратный декупаж салфетками или картами, работу со стуктурными пастами, гелями, трафаретами и штампами. И не покупайте для тренировки дорогие деревянные заготовки: будет жаль их испортить.
Не люблю повторяться

Ольга Вашкевич из Мостов
выбрала другую сферу: вот уже четыре года она мастерит букеты из конфет и бумажных цветов. Искала подработку, а в итоге обрела любимое дело. Причем весьма прибыльное, хотя и трудоемкое:

– Чтобы сделать одну бумажную розу, нужно вырезать полтора десятка лепестков, затем округлить их, растянуть, придать форму. Родные до сих пор удивляются, откуда у меня столько терпения. 

Информацию Ольга черпала в онлайн-мастер-классах. Однако даже когда ее букеты перешли из категории любительских в профессиональные, ремесленница долго не решалась начать продавать свои работы:


– Я шустрая, но стеснительная, поэтому поначалу все дарила друзьям и знакомым. 

Все же Ольге удалось побороть нерешительность: она официально стала ремесленником, начала рекламировать свои изделия в соцсетях – и дело пошло. Два года букеты были ее единственным заработком. Но Мосты – город маленький, заказов не так много, как хотелось бы, поэтому пришлось устроиться на работу. Сейчас Ольга трудится секретарем, а цветы – это уже отдушина:

– Самое большое количество заказов приходится на праздники: Новый год, День учителя. В прошлом году на 8 Марта желающих купить букет было столько, что я укладывала детей спать и с 22 часов до пяти утра вырезала, склеивала, компоновала. И так целую неделю.


Ольга признается, что за четыре года работа ей не надоела:

– Вот только повторы делать не люблю. Когда ты знаешь, что в итоге получится, вдохновение и азарт почему-то пропадают. 
СОВЕТ НОВИЧКУ: не обязательно записываться на дорогие онлайн-семинары – бесплатных мастер-классов вполне достаточно. И не закупайте сразу много материалов. Попробуйте сделать хотя бы два-три бутона, чтобы понять, ваше это дело или нет.
ЦИФРА «ЗН»

На 1 октября 2018 года ремесленный сбор оплатило около 13 400 человек. Для сравнения: в прошлом году в это же время их было почти на 2000 меньше. Размер сбора – одна базовая величина в год. Сейчас это 24 рубля 50 копеек.

krupenk@sb.by

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА, из архива героев.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter