Сборная Беларуси проиграла команде Люксембурга — 0:1

Обидно, но, как считают наши авторы, закономерно
М-да...

«Плохо. Совсем плохо. С тобой всегда все было плохо, но сегодня ты прямо достиг своего нового уровня, Дзура!» Мне вспомнилась эта фраза из одного японского мультфильма, и она напрямую относится к нашей сборной. «Позор», «недофутболисты», «не может быть» — наверняка такие слова разлетелись по всей стране после финального свистка в последний день лета. Однако это факт, от которого нигде не спрятаться. Чтобы как–то попытаться объяснить случившееся в Великом Герцогстве (состоящем, по сути, из одного города), приходится тщательно среди множества нецензурных выражений выбирать подходящие. Признаться, задачка непростая.

Надеялись на лучшее, но готовились к худшему. Кажется, игроки даже подходили к выездному поединку в дурном настроении. Сиваков откровенно признался, что «есть волнение и переживание, ведь даже дома не смогли Люксембург обыграть». Политевич призывал к пониманию: «Если посмотреть реестр команды и где они играют, то можно убедиться, что сейчас не те почтальоны, которые были лет пять назад. Нужно понимать, что тогда была слабая команда. Люди тренировались и играли за сборную, но при этом работали где–то еще. Сейчас все профессиональные футболисты». А Баланович и вовсе рубанул, словно работник букмекерской компании: «Не стоит считать белорусов безоговорочными фаворитами в этом противостоянии».

Читать подобные, как оказалось, пророческие комментарии было странновато хотя бы по той причине, что у соперника десять (!) человек основной обоймы отсутствовали по причине травм и дисквалификаций. Но неужели сборная Беларуси создана для того, чтобы дарить праздник другим? В четверг мы отметили знаменательную дату, между прочим. 10 лет назад в Гомеле команда Люксембурга тоже победила. Немец Бернд Штанге тогда заправлял на тренерском мостике и поражал наше воображение экзотическими кадровыми решениями.

Впрочем, у каждого наставника найдется история про взаимоотношения с маленькой красивой страной. И у прагматичного Боровского в начале 90–х, и у импульсивного Кондратьева, и у харизматика Хацкевича в прошлом году. Все натыкались на этот неприметный европейский футбольный риф и теряли или делили очки с оппонентом. Каждый после неудачи сгорал от стыда, но старался держать марку. На Криушенко давеча тоже было больно смотреть по ходу второго тайма, но тренер совладал с эмоциями и молвил: «Любое поражение болезненно. Но футболисты должны иметь твердый характер и психику. Думаю, мы должны стать злее, мотивированнее — и исправиться уже в ближайшем матче». На секунду, ближайший воскресный матч против сильной сборной Швеции, которая весной размазала нашу команду со счетом 4:0...

Знаете, стоит перестать себя тешить надеждами и питать призрачные иллюзии. Хотя вы, наверное, давно так и поступили, судя по мизерной посещаемости домашних матчей национальной сборной и общему вниманию к ней. В нашем футболе что–то давно пошло не так, но никто не может дать ответ, что же именно. А еще важнее, как с этим бороться и в каком направлении продолжать движение. Страшно в этом признаться, но у нас нет положительных результатов нигде — ни в одном поколении игроков от юношей до профессионалов. Коллега–комментатор Цвечковский не случайно в ходе репортажа осторожно заметил, что мы опустились «на такое дно, с которого подняться будет сложно».

Наши национальные лиги с каждым годом становятся слабее и беспомощнее. К примеру, третий дивизион по уровню футбола специалисты сравнивают с первенством области 10–летней давности. Да и на том любительском уровне не удается собрать хотя бы два дивизиона по 16 команд. Мнимая борьба за выход в элиту наблюдается в первой лиге, откуда недавно выпорхнули простые парни с бокалом пива из «Крумкачоў», но еще лет семь назад у них не было бы ни единого шанса. А на игроках высшей лиги нынче и базируется национальная команда, потому что белорусских футболистов в сильных европейских чемпионатах можно пересчитать по пальцам руки. Лучшие и рады бы уехать при первой возможности, да не берут — уровень неподходящий. Выходит — поражение в Люксембурге и не сенсация вовсе.

Николай ХОДАСЕВИЧ.

Коль забыто слово «честь»

Что еще нужно сделать и кому проиграть, чтобы в нашем футболе хоть что–нибудь изменилось?

«Зависит все, что в мире есть, от поднебесной выси, но наша честь, но наша честь от нас одних зависит...» Мой дед был мудр и, как прожженный войной фронтовик, слов на ветер никогда не бросал. Лишь несколько раз я слышал от него фразу, которой он стрелял, будто из револьвера. Произносилась она в случае какого–то совершенно вопиющего форс–мажора, неописуемого позора, спасения от которого нет и объяснений которому придумать невозможно. Дед глубоко затягивался самокруткой, плотно забитой горькой махоркой, и категорично рубил словами воздух: «Закапайся ў навоз, i хай цябе свiннi з`ядуць».

Территория Беларуси больше крохотного герцогства Люксембург почти в сто раз. Население Люксембурга равно количеству жителей нашего Гомеля. В герцогстве Люксембург больше ста любительских футбольных команд, но профессиональных игроков не больше десятка. Для остальных футбол — хобби. И волей рока так случилось, что практически все считаные профи не смогли принять участия в матче против сборной Беларуси. С нами играли, по сути, чистой воды любители. А ворота защищал и вовсе 37–летний Жонатан Жубер, завершивший карьеру в национальной команде год назад и экстренно вызванный в состав сборной в связи с эпидемией травм. Как можно было проиграть такому Люксембургу, просто не укладывается в голове.

Если бы наши комбайнеры работали так, как играют футболисты, мы бы давно опухли с голоду, а поля заросли бы лебедой. Если бы так возводили дома строители, то все население страны ютилось бы в землянках. Если бы мы жили так, как они играют, то лучше было бы и не жить вовсе. Иначе, чем вопиющим позором, игру и результаты нашей футбольной сборной назвать нельзя.

После сокрушительного поражения французов в битве с испанцами и собственного пленения король Франциск написал своей матери слова, ставшие исторической идиомой: «Потеряно все, кроме чести». Есть ощущение, что, проиграв Люксембургу, наша сборная не просто потерпела очередное поражение, а при этом потеряла кое–что очень важное.

Сергей КАНАШИЦ.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter