Беларусь справляется с санкциями

Санкции, задуманные как убийство

Почему ООН делает вид, что не замечает безнаказанного глумления Запада над международным правом

Выступая на днях на 89‑м пленарном заседании 78‑й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, постоянный представитель Беларуси при ООН Валентин Рыбаков предложил «считать незаконные односторонние санкции не просто экономическим терроризмом, а актами агрессии со всеми вытекающими последствиями». 


­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Использование ограничительных мер в качестве инструмента давления на суверенное государство — это беззаконие и шантаж в международном масштабе. Шантаж, который, напомню, в документах ООН и иных международных организаций осуждается как недопустимая мера.

В ходе совещания о противодействии санкционным мерам, 6 июля 2021 года.

Из глубины веков до наших дней

Санкции, которые обрекают тысячи людей по всему миру на невыносимые муки, порой страшнее открытой военной агрессии — от нее хоть можно защищаться. А чем поможешь невыносимо страдающему и умирающему от отсутствия необходимых лекарств ребенку? Причем лекарства есть буквально в соседней стране, но получить их нельзя — поставки запрещены теми, кто почему-то решил, что имеет на это право.

Санкционное давление, которое уже не одно десятилетие бесконтрольно и безнаказанно применяется против тех, кто попал в сферу интересов более сильных политических игроков, тех, кто не побоялся отказаться от агрессивно навязываемой «демократии и свободы», давно стало оружием.

Идея экономического давления на несговорчивых совсем не нова. Первым известным примером применения экономических санкций стала Мегарская псефизма, принятая собранием Древних Афин в 433 году до н. э. С тех пор санкции особого изменения не претерпели, разве что масштабы стали глобальнее да цели введения — разнообразнее. Например, Куба более 60 лет живет под санкциями США. Но ее экономика функионирует, и ряд сфер весьма успешно развивается. Еще один пример — Иран, который тоже не покорился Западу и сегодня является одним из лидеров арабского мира.

Формат давления

Первые санкции в отношении Беларуси были введены Евросоюзом 15 сентября 1997 года. Тогда ЕС ограничил формат своих отношений с Минском до уровня ниже министерского в связи с надуманными «нарушениями прав человека и нарушениями на выборах». 

А причиной введения санкций стали громкие заявления оппозиции, потерпевшей поражение на президентских выборах 1994 года и не желающей принимать итоги референдумов 1995 и 1996 годов.

С тех пор Евросоюз с той или иной интенсивностью продолжает оказывать давление на нашу страну. Причем приступы подобных обострений в отношении нашей страны, как правило, совпадают с проведением в Беларуси президентских выборов, результаты которых ожидаемо не устраивают теперь уже, как их называют, беглых.

После неудачной попытки провернуть в Беларуси «цветную революцию» в 2020‑м санкционное давление на нас только усилилось. Стране мстили за нежелание ложиться под западных «демократизаторов», да и вопли змагаров про нарушение их прав становились все громче. А за поддержку России ситуация с санкциями в отношении Беларуси только усугубилась.

Целятся в людей

За годы давления в отношении Беларуси были частично нарушены производственные и логистические цепочки, несколько ограничились возможности банковской системы, увеличились сроки поставки оборудования и товаров.

И, несмотря на декларируемые тем же Евросоюзом «гуманитарные изъятия при реализации санкций», под удар попали поставки в Беларусь изделий медицинского назначения и высокотехнологичного оборудования, лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций. Некоторые иностранные производители и поставщики или полностью прекратили импорт в нашу страну, или в сложившихся условиях просто не смогли выполнять условия заключенных контрактов. Кто-то — из-за появившихся проблем в логистике, кто-то — из-за угроз применения санкций за сотрудничество с Беларусью уже к ним.

В частности, это касается эндопротезов крупных суставов из Германии и США, прекратились поставки средств для лечения эпилепсии из Польши, болезни Паркинсона и различных форм рака из Финляндии и даже банальных обезболивающих средств из Великобритании.

Конечно, многое мы можем выпускать сами, а что-то по программе импортозамещения будем делать уже в скором времени — и в этом большая заслуга ­­Президента, который постоянно акцентирует внимание на необходимости достижения технологического суверенитета. Но санкционная политика Запада и беглых обнажает их двуличие. Ведь в Беларуси, как и в остальном мире, есть люди, которые нуждаются в очень специфических лекарствах и средствах ухода, производимых только одной-двумя компаниями в мире. Как, например, люди с диагнозом буллезный эпидермолиз (Epidermolysis Bullosa), их еще называют «людьми-бабочками». И в Беларуси таких пациентов чуть больше сотни, половина из них — дети.

Эта болезнь не излечивается полностью, но лечится. При должном уходе (который напрямую связан с качественными материалами для перевязок) люди могут жить с ней десятилетиями. А компания, которая производит необходимый перевязочный материал, прекратила работу с Беларусью.

Руководство компании просто боится применения санкций. А без специальных перевязочных материалов «люди-бабочки» испытывают невыносимую боль от любого прикосновения. Конечно, их проблему в нашей стране решают. Но как соотносится геополитическая игра Запада со страданиями людей?

Беларусь справилась

Что у нас делается для преодоления негативных последствий от санкций? Вот лишь некоторые примеры. Для операций по эндопротезированию крупных суставов организована поставка эндопротезов из дружественных стран. Подключились и белорусские предприятия. Например, Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» уже освоил производство эндопротезов коленных и тазобедренных суставов. Закуплено 600 отечественных комплектов для эндопротезирования.

Лекарственные препараты и средства ухода, которые перестали поступать в Беларусь, были заменены аналогами других производителей.

Запасные части для ремонта высокотехнологичного медицинского оборудования поставляют нам Китай, Россия, Иран, Турция и другие. На первый взгляд, Беларусь справилась, но каких титанических усилий стоило защитить белорусов от «оскала демократии» в виде санкций, которыми нашу страну продолжают душить и сегодня.

Свою речь на пленарном заседании сессии Генассамблеи ООН Валентин Рыбаков закончил жестко:

— У тех, кто придумывает односторонние санкции, нет головы. У тех, кто их применяет, нет сердца. У тех, кто санкции оправдывает, нет совести. Очень печально, что у некоторых все три эти качества сочетаются.

И с этим нельзя не согласиться.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter