Источник: Знамя юности
Знамя юности

Самим не покупать, без взрослых не зажигать. Школьникам напомнили о правилах обращения с пиротехникой

Самый лучший фейерверк – тот, который запускаете не вы

Пока мамы запасаются ингредиентами для оливье, папы создают запасы пиротехники, чтобы встретить наступление нового года с огоньком – во всех смыслах. С какого возраста можно доверять ребенку хлопушку? Из чего сделаны бенгальские свечи? И какие петарды самые опасные? Чтобы получить ответы на вопросы, мы напросились на классный час к учителю химии, биологии и ОБЖ Озерцовской средней школы Минского района Алене Сергеенко. Она рассказала (и даже показала) ребятам из 9 «А», как правильно обращаться с пиротехникой.

Учитель химии Алена Сергеенко может разобрать по составу любое пиротехническое изделие

Хлопнул? Убери

Если выстраивать пиротехнику по степени опасности, эта цепочка выглядит так: хлопушка, бенгальская свеча, петарда, салют, перечисляет Алена Владимировна:

– Самое безопасное в этом списке – пневмохлопушки. В них нет пороха – только сжатый воздух, который и поднимает вверх кружочки конфетти. У них снижен возрастной ценз: на упаковке написано, что пользоваться пневмохлопушками можно не с 16 лет, а с 14 – но только в присутствии родителей. 

Однако даже с таким несложным «девайсом» нужно быть аккуратным: не направлять его в лицо или в соседа и не пытаться разобрать, если он вдруг не сработал, обращает внимание педагог:

– И, конечно, какую бы пиротехнику ни покупали ваши родители, делать это можно только в специализированных магазинах – ни в коем случае не с рук и не поштучно. У изделия должна быть заводская упаковка с инструкцией на русском или белорусском языке. Важно, чтобы коробка не была мятой или влажной: если условия хранения нарушены, сложно предугадать, как поведет себя изделие при запуске. Если вам нет 16, покупать и использовать пиротехнические изделия нельзя – за это могут серьезно наказать и продавца, и ваших родителей. 

Пневмохлопушка – самый безопасный вид пиротехники. Но пользоваться ей разрешается только в присутствии взрослых

Чтобы не ограничиваться теорией, учитель предлагает выйти на школьный стадион. Алена Владимировна отходит подальше от ребят, отводит хлопушку на расстояние вытянутой руки, активирует механизм – и вверх взлетают яркие ленты серпантина, медленно оседая на асфальте.

– А теперь давайте все уберем, – предлагает классу педагог. – И родителям напоминайте, что оставлять на земле фольгу и цветную бумагу – это плохой тон. 

Плюс свеча – минус челка

Следующим опытным экспонатом становится бенгальская свеча.

– Как думаете, из чего она состоит? – обращается к ребятам учитель химии.

– Из проволоки, – предполагают девятиклассники.

– Верно. А еще в составе есть порошок магния и алюминия, крахмал, который выполняет функцию клея, и металлические опилки – именно они создают эффект рассыпающихся искр. Искры могут разлетаться далеко, поэтому зажигать бенгальские огни в помещении нельзя. Нарушение этого правила чревато дырками на ковре и скатерти.

Чтобы не обжечь руку, бенгальский огонь нужно держать под углом 45 градусов

Держать бенгальскую свечу нужно не прямо, а под углом 45 градусов, демонстрирует правильное положение рук Алена Владимировна:

– Это уменьшает шанс попадания искр на кожу и, как следствие, ожога. И, конечно, не стоит держать огонек у лица, даже если очень хочется сделать эффектный снимок: самое лучшее фото не стоит обожженной челки. 

Салют – это к папе

Что же касается петард, учительница сразу расставляет точки над «i»: их она взрывать не будет – уж слишком непредсказуемо ведет себя этот снаряд. Только на прошлой неделе серьезно пострадали два подростка – в Бобруйском и Лепельском районах. У обоих петарды разорвались прямо в руках, и парни попали в больницу с термическими ожогами кистей.

Такие пиротехнические изделия бывают двух видов, замечает преподаватель:

– Если в моем детстве были распространены фитильные петарды, то сейчас больше популярны терочные, которые зажигаются, если чиркнуть головкой о спичечный коробок. Во втором случае взрыв происходит быстрее. А значит, времени на то, чтобы отбросить снаряд подальше от себя, еще меньше. 

Подростки плохо умеют просчитывать последствия, поэтому запросто могут бросить петарду приятелю под ноги, в рюкзак или даже за шиворот. Девятиклассница София Комоско знает, к чему могут привести такие эксперименты:

– В школе, где я училась раньше, мальчики решили пошутить и сунули подожженную петарду в руки однокласснице. К счастью, раненую кисть удалось вылечить, но ей пришлось много времени провести в больнице.

В последний день четверти малышам показывают мультфильмы о правилах безопасности

Самую большую опасность в неумелых руках представляют фейерверки – именно поэтому их запрещено покупать и использовать лицам младше 18 лет, заостряет внимание Алена Владимировна:

– Чем больше объем пороха – тем выше риск. Непредвиденные ситуации бывают разные. Например, при неправильной установке устройство может упасть на бок и выпускать залпы не вверх, а по людям. Я люблю повторять, что самый лучший фейерверк – это тот, который запускаете не вы. Иногда зрителем быть гораздо лучше, чем участником.

У ученицы Насти Купревич папа запускал новогодние салюты, но делал все по правилам:

– Мы ушли на пустырь, подальше от жилых домов. Фейерверком занимались только взрослые – нам запретили подходить ближе 50 метров. 

– А мой папа вообще не любит никакую пиротехнику: у нас дома не бывает ни бенгальских огней, ни хлопушек, – вступает в разговор Назар Зыль. – Просто он работает спасателем и знает, что любой большой пожар начинается с маленькой искорки.

В ТЕМУ

В Озерцовской средней школе есть традиция – в последний день каждой четверти здесь проводят «переменки безопасности», рассказывает заместитель директора Людмила Петрашина:

– Мы включаем в холле большой экран и во время перерывов показываем мультфильмы и документальные ролики, предоставленные МЧС – напоминаем правила пожарной безопасности, поведения на льду, использования пиротехники. Классные руководители заранее планируют маршруты так, чтобы на перемене дети оказались у телевизора. Малышам включаем мультики, а старшеклассникам – документальные ролики, где наглядно показано, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. 

krupenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter