Мой мiлы таварыш, мой лётчык,
Вазьмi ты з сабою мяне!
Я — ведай — вялiкi ўжо хлопчык
i ўмею ўжо лётаць у сне.
Простые и легкие строки Янки Купалы вдохновляли тысячи советских детей примерить шлем авиатора...
Написано было это стихотворение в 1935 году. В фондах Государственного литературного музея Янки Купалы хранится рукопись с авторскими правками: «Тэкст напiсаны фiялетавым алоўкам на лiсце лiнаванай паперы з блакнота. На адвароце лiста змешчана частка верша «Лён». Захаванасць тэксту добрая. Папера пажаўцела, пашкоджана — лiст паперы разарваны зверху i знiзу». Под текстом пометка: «Ляўкi. Аршаншчына. Чэрвень, 1935».
Стихотворение в том же году было опубликовано в июльском номере журнала «Iскры Iльiча» — и понеслось. Композиторы писали на него музыку, художники наперебой иллюстрировали, Михаил Савицкий вообще картину по его мотивам написал — «Мечта». Сегодня в Купаловском музее «Хлопчыку i лётчыку» посвящена целая экспозиция — можно даже повисеть в парашютных стропах над аэродромом и поиграть в компьютерную игру на мониторе.
Если судить по воспоминаниям очевидцев и книге Владимира Липского «Янкаў вянок», дело было так. Купала любил отдыхать в деревне Левки, на берегу Днепра. Жил в Копыском лесничестве. В декабре 1935–го, к 30–летию творческой деятельности, власти подписали постановление о предоставлении поэту средств на постройку в любимых местах, рядом с лесничеством, добротного дома. А летом, то есть еще до появления персональной дачи, Иван Доминикович шел с приятелем по деревенской улице, а навстречу бежал мальчик. Он крутил руками, гудел, короче, изображал самолет. Янка Купала спросил у малыша, кем тот хочет быть.
— Летчиком! — прозвучал вдохновляющий ответ.
Кто же был этот мальчик и стал ли авиатором? Есть версия, что это Костик, племянник летчика Кирилла Борознова, родом из Левков. Геннадий Говор в статье, опубликованной в газете «Лiтаратура i мастацтва» 20 июля 2012 года, утверждает иное.
Когда Янка Купала отдыхал на Днепре, то подружился с молодым бухгалтером Копыского лесничества Степаном Величко. Степан Емельянович был младше поэта на четырнадцать лет, но это не помешало приятельским отношениям. Величко водил гостя по приднепровскому лесу, семья Луцевичей закупалась у семьи бухгалтера молоком и овощами. Так вот, старший сын Степана Величко Володя и был тем самым мальчиком–летчиком. Купала, своих детей не имевший, охотно катал малыша на шикарном «Шевроле», который ему выделили вместе с дачей, рассказывал сказки, угощал вкусностями.
Володя Величко вырос. Но летчиком не стал. Его судьба была связана не с небом, а с землей. Окончил сельхозакадемию, работал председателем колхоза имени Янки Купалы Оршанского района, был депутатом Верховного Совета БССР. И, конечно, своим детям и внукам читал стихотворение, появившееся благодаря ему.
Кстати, в Оршанском районе уже более десяти лет проводят турнир по мини–футболу памяти заслуженного работника сельского хозяйства Владимира Степановича Величко. Так что высот маленькому герою было суждено достичь немалых.
И еще элемент мистики: случайно нашла список советских летчиков–асов Великой Отечественной войны, там значится лейтенант Владимир Степанович Величко 1923 года рождения, совершивший 70 боевых вылетов, сбивший 11 самолетов и не вернувшийся с боевого задания в марте 1945–го. Полный тезка прототипа героя стихотворения «Хлопчык i лётчык».
rubleuskaja@sb.by