Строящийся храм в микрорайоне Лошица готовится принять купола. Главное обретение церкви — мощи Петра и Февронии Муромских, небесных покровителей семьи, любви и верности. По молитвам у святыни бесплодным посылаются дети, больные получают исцеление, а некоторым чудотворцы помогают встретить суженых.
32-метровая народная церковь в обновленном микрорайоне.
Аисты над храмом
Июль 2011 года. День и ночь к строящемуся храму Богоявления, что в микрорайоне Лошица, стекаются паломники. В людском потоке верующие из разных уголков страны проводят по шесть часов, чтобы приложиться к мощам святых Петра и Февронии, впервые прибывшим в Минск из Мурома на постоянное поклонение.Святыню встретили под ливнем. Обломный дождь окроплял крестный ход минут десять. Когда туча схлынула, отец Владимир впервые в городе увидел аистов, сидящих на столбах возле стройки Богоявленского храма. Священник принял этот знак за благословение.
Аист — самый известный символ рождения ребенка. С того дня по молитвам у мощей Муромских чудотворцев аисты приносят младенцев парам, приговоренным медициной к бесплодию.
— Вспоминается самый удивительный случай, — рассказывает отец Владимир. — Одна супружеская чета 17 лет не имела детей, а после молитв в очереди к святыни Господь даровал им чудесного ребенка.
И таких историй здесь как минимум две общие тетради. Вот лишь некоторые случаи.
«Старшая дочка Анечка попала в реанимацию со страшным диагнозом, ей всего четыре года. Врачи два раза назначали операцию. Слава Богу и святым чудотворцам Муромским, после горячих молитв у их мощей дочь пошла на поправку без хирургического вмешательства».
«В нашей семье не было почти шесть лет детей. Врачи ничем не могли помочь. Мы купили иконку Петра и Февронии и стали молиться дома. И примерно через три недели узнали, что у нас будет малыш».
Одним по вере даются долгожданные дети, другим — здоровье, а некоторым святые помогают встретить любовь и создать семью.
— Я венчал три пары, которые познакомились в очереди к мощам. Деток их крестил. Хорошие супруги. Много молодых семей здесь.
Обретение чудотворных мощей определило одно из важнейших направлений социального служения прихода — сохранение и возрождение традиционных семейных и нравственных ценностей.
— Каждый вторник в 19:00 в молебном пении чествуется подвиг святых с прошением их вознести свою горячую молитву к Господу о созидании и сохранении семей православных, о благополучии и даровании любви и терпения, о здравии и чадорождении, — обращает внимание настоятель прихода отец Владимир Герасименко. — В любой день верующие могут прийти в храм Богоявления, помолиться и обратиться к любимым святым.
Отец Владимир строит храм на духовном основании.
— Знаю пару, у которой не было детей лет 15, — присоединяется к разговору прихожанка Юля. — Бесплодие врачи ставили и мужу, и жене. Супруги постоянно ходили на приход. И вот в октябре Бог подарил им ребеночка.
Юлю тоже не обделили дивом святые Петр и Феврония.
Сын основательницы общины Людмилы Николаевны, когда увидел Юлию на приходе, невзначай попросил у Муромских чудотворцев: «Мне бы такую жену».
— И вот Юлечка его жена, — улыбается батюшка. — И дети у них просто ангелочки.
Юлия тоже молила святых о женском счастье.
— У меня было двое детей, но с первым мужем отношения складывались сложные. Мы развелись. Я ходила в храм и молилась о семье.
Первые молебны собирали у мощей несколько сотен человек. Их проводили на улице.
Люди жертвовали на строительство храма, под сводами которого будут храниться чудотворные мощи.
По проекту в приходском доме, кроме воскресной школы, которая уже насчитывает около 200 учеников, будет церковь в честь Петра и Февронии. А нижний предел Богоявленского храма создадут во имя жен-мироносиц.
Духовное начало
Приходского дома еще нет. Главный храм только готовится принять купола. А звонница уже стоит.— Самый большой, 840-килограммовый, колокол стоимостью несколько тысяч долларов оплатил один человек. Колокола, их 14, подобраны по нотам.
В помещении звонницы будет церковная лавка. Настоятель не любит, когда церковную утварь продают прямо в церкви. Это создает шум и суету, отвлекает от главного. Пока в колокольне временная мастерская, где художники творят мозаичные иконы. Вокруг храма расположат шесть мозаик.
— В римских древних храмах я увидел мозаики VI века. Те, что делаем мы здесь, ориентированы на них. Так сегодня у нас никто не работает. Отец Владимир — человек с художественным образованием — оказал нам доверие. Решение художественное менялось несколько раз. Я делаю эскиз иконы в натуральную величину. Потом она делится на части, и мозаичисты осуществляют набор. Одна такая икона набирается год.
Коллеги удивляются отцу Владимиру: «Как ты умудрился? Еще храма нет, а уже колокола и такие иконы».
Настоятель убежден: «Если мы строим, то должны начинать с духовного. Ни денег, ничего еще не было. А я помолился, чтобы у нас появились иконы. Очень мечтаю, что роспись будет на входе. Человек приходит, а его уже встречает святой лик».
Все образы, которые пока висят во временной церкви, писаные или вышитые.
— Авторы священных изображений — иконописцы Павел и Андрей Жаровы. Образ праведного Иоанна Кормянского появился у нас одним из первых. За стекло вложена частичка епитрахили, которую достали из гроба святого. Дальше Иоанн Креститель, Евфросиния Полоцкая, святой князь Владимир… У нас много Людмил. Объявили клич, насобирали денег — и заказали образ мученицы Людмилы.
Рядом икона святой царицы Тамары. Однажды к отцу Владимиру подошла прихожанка Тамара. Женщина чувствовала, что умирает, и передала настоятелю свою банковскую карточку.
— Хватило денег жертвовательницы и на икону небесной покровительницы, и стройка активнее пошла.
А через необычное изображение собора святых можно угадать команду настоятеля. Владимир, Валерий, Александр, Алексей, Артемий — небесные покровители священнослужителей, которые здесь трудятся.
— Я понял, что у меня одного здесь ничего не получится. Просил Господа дать мне священников, которые стали бы друзьями прихода. И сейчас мы все вместе служим.
В поисках смысла
…В монгольском небе встает огромная Венера. Солдат Владимир Герасименко падает на камни: «Звезда, помоги мне. Дом в десяти тысячах километров. «Калаш» таскаешь. Дежурства постоянные».
Тяжело было в армии. Душа звала Бога. Но зов этот в себе Владимир осознал не сразу. Увлекся сектантской литературой, однако проблему смысла жизни она не решала. Как и вопрос о смысле смерти, которым он впервые задался еще в пять лет:
— Умерла прабабушка. Суета. Кто-то бегает. Я не понимаю, что происходит. Старший брат объяснил: «Ляг животом вниз на землю, закрой глаза и уши. Не говори и не вставай». Я понял, что смерть — это все. Не увижу ни птичек, ни котиков. Рыдал дня три.
Несколько образов для храма вышила супруга батюшки Галина. Отец Владимир, член Белорусского союза художников, иконы вырезал, когда о священстве еще и не помышлял:
— Достать святое изображение тогда было практически невозможно. А тут жена говорит, что организуется поездка в Ленинград — в монастырь Иоанна Кронштадтского. И я соглашаюсь поехать с ней только для того, чтобы увидеть настоящую икону. Но после причастия в монастыре вся моя жизнь переменилась. В 34 года меня крестили, а затем в Задонском монастыре благословили на священство.
Я очень хотел служить людям. Это можно делать на любом месте. Но меня все мучило: а что дальше, для чего все это? Ответ я нашел в храме.
Священство у отца Владимира в крови. Его прадедушка Роман Иванович Войно-Ясенецкий находился в родстве с архиепископом Лукой Войно-Ясенецким, который был причислен к лику святых священноисповедников Русской православной церкви.
Когда инженер-геодезист Владимир Герасименко ездил на светскую работу с женой мимо улицы Чижевских, здесь простирались совхозные поля. Отборные сорта клубники, черешни, бахчевых вызывали аппетит. Галина Герасименко думала о другой пище: «Вова, не пойму. Вроде район начинает строиться. Почему здесь нет храма?»
Отклик пришел после рукоположения отца Владимира, когда его назначили руководителем общины в микрорайоне Лошица. Здесь он служит уже 20 лет. Столько же и строит храм, на который жертвовали даже мусульмане.
— Храм — народное дело. Он принадлежит Богу, — уверен настоятель. — Самое лучшее в церкви — люди.
Интересно, что инициатива о строительстве этого храма исходила от прихожан. Они объединились в паству и решили возводить церковь, когда еще не было ни земли, ни священника.
Жительница микрорайона Лошица Людмила Самсончик ходила на службы в кафедральный собор. В пасхальную ночь 2000 года по дороге домой разговорилась с соборным сторожем Анатолием Демьяненко. Неожиданно он предложил: «Людмила, а давай строить храм на родной Маяковке».
Люда растерялась. Шутка ли — церковь воздвигнуть. За благословением богомолица поехала к знаменитому старцу острова Залита Николаю Гурьянову. «Строить! Строить! Строить!» — решительно встретил сомневающуюся прозорливый протоиерей.
«А как я буду строить?..» — озадачилась в мыслях Люда.
Людмила Николаевна, будучи депутатом Новодворского сельсовета, организовала инициативную группу, так называемую десятку. Ее участники собирали подписи по домам, на работе. По решению владыки Филарета в Лошице начал свою жизнь новый православный приход. А государство выделило землю на пересечении улицы Чижевских и Игуменского тракта под будущий храм, посвященный Крещению Господню.
За 20 лет приход сменил несколько квартир. Сегодня отец Владимир называет себя настоятелем подземной церкви. Временный храм устроили в цоколе бывшего детского сада с летней верандой, которую пожертвовал собственник здания.
Самые маленькие прихожане украсили иконостас декором из пластилина. Преподаватели воскресной школы помогли оформить детский уголок. В зале творчества действует профессиональная актерская студия, дети занимаются рукоделием, гимнастикой.
Отец Владимир вырезал крест, который мореплаватель Федор Конюхов установил на Северном полюсе вместе с украинским и российским крестами. Копия святыни находится в Богоявленском храме. Есть здесь и икона святителя Николая Чудотворца, написанная путешественником, священником и большим другом настоятеля Федором Конюховым.
Отец Федор помог отцу Владимиру начать строительство. Когда еще только вырыли котлован под церковь, настоятель поехал в Москву, чтобы пригласить известного священника в Беларусь. Тот приехал в Минск. Приход организовал выставку-продажу художественных работ Конюхова. После этой акции дело пошло в гору. Приезжал в гости к отцу Владимиру и космонавт Георгий Гречко с супругой.
— Прихожане заготавливали иван-чай и продавали его на православных выставках, — вспоминает настоятель. — Эти средства тоже пошли на храм. Господь дал классных мужичков-строителей.
Для бригадира Василия Веранчика, отца семерых детей, это все равно что дом родной строить:
— Душа болит за храм. Мы с сыном работаем здесь. Бывает очень трудно. С Богом и молитвой получается больше, чем мы думаем.
— Почему эта община так затягивает? — задумывается на минуту Юля. — Место в центре города, но ощущение — как за мегаполисом. Переступаешь порог церкви и словно в другом мире оказываешься. Тебя окутывает домашняя атмосфера любви. Когда пришла сюда впервые, все сразу окружили меня заботой и теплом. Здесь всегда тепло и по-домашнему.
В Божьем доме не может быть иначе, а отец Владимир строит Божий дом.
Наталии, Вадима, Любови, Святослава, Платона… Кирпичей с именами жертвователей много в теле почти сложенного храма в честь Крещения Господня. Поминать неравнодушных людей на богослужении будут столько, сколько будет стоять церковь. Строительство храма всем миром — древний негласный обычай, которому следуют и в Лошице. Кирпичик к кирпичику воздвигается 32-метровая народная церковь в обновленном микрорайоне.
— Когда пришел в общину, сказал: «Строим только хорошо». Я запретил говорить «если построим храм». Храм построим.
kosiykova@sb.by