Надежды тают последними
В поле зрения экспертов, работающих по «украинской» тематике, чаще всего попадают страны, козыряющие объемом своих поставок: Польша (пока режим Дуды не решил свернуть поставки перед выборами), США (пока не начались перебои с госбюджетом), Британия и Германия. Конечно, в абсолютных значениях эта четверка впереди всего коллективного Запада, однако есть страны, которые тратят просто гигантские суммы по сравнению со своими ВВП.Речь, как вы догадались, о незабвенной тройке прибалтийских «сверхдержав» — Литве, Латвии и Эстонии. С началом СВО их пещерная русофобия наконец-то нашла выход наружу и пролилась потоком щедрот киевскому режиму.Помощи от них в абсолютных цифрах идет не так много, однако нынешняя ситуация с американским бюджетом и начало новой арабо-израильской войны делает и ее значимой. У Зеленского, надо сказать, выбор к концу второго года боевых действий не так уж велик. Польша в рамках предвыборной кампании отказалась от поставок, в США вход в электоральную гонку тоже сопровождается дискуссиями насчет уменьшения трат на киевский режим, британцы пока робко заявляют об исчерпании запасов, а шведы увязывают дальнейшие действия со своим членством в НАТО. Но подлинным «черным лебедем» для Киева стало субботнее нападение ХАМАС на Израиль.
Судя по заявлениям премьера страны Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галланта, ЦАХАЛ собирается после зачистки южных регионов, затронутых вторжением из палестинского анклава, перейти к наземной операции в секторе Газа. Долгая и кровавая война, которая ждет в таком случае Ближний Восток, потребует огромного количества боеприпасов, прежде всего артиллерийских снарядов калибра 155 мм и управляемых бомб, то есть как раз того ассортимента смертоносного железа, который клянчит Зеленский в каждой поездке в Европу и США. И Вашингтон уже заявил о том, что немедленно отправляет помощь израильтянам. Так что, по-видимому, Зеленского, а с ним и все ВСУ будут садить на голодный паек, что не замедлит отразиться на ситуации на фронте. Отсюда и попытки ГУР обвинить Россию в передаче ХАМАС якобы трофейных украинских гранатометов, которые на самом деле сами гуровцы и продали боевикам, и злобная риторика Киева по отношению к Тегерану — Украина отчаянно пытается сохранить хоть крохи помощи.
Шпроты и вертолеты
Начнем, пожалуй, с Латвии. Во-первых, эта страна, видимо, по мнению местных политиков, ранее недостаточно мерзко относилась к Беларуси и России, поэтому было принято решение срочно наверстать упущенное. Минск немедленно обвинили в гибридной атаке с помощью мигрантов и закрыли один из двух пунктов пропуска на границе, а Москву якобы наказали, перестав пропускать через границу российские автомобили во исполнение санкций ЕС. Во-вторых, Латвия занимает одно из «почетных» первых мест по проценту помощи Украине от национального ВВП — общий объем поддержки Украины в денежном выражении в 2022 году превысил 1,3 процента ВВП, из них 1 процент от ВВП — поставки военной продукции. Латвия была среди тех, кто еще до начала конфликта начал поставлять Украине комплексы Stinger, а после 24 февраля кратно нарастила свою долю в разжигании войны. Так, Рига переправляла режиму Зеленского легковые автомобили, сухпайки, бронежилеты, топливо, медикаменты, а в августе прошлого года минобороны страны и вовсе бросило в топку конфликта четыре транспортно-боевых вертолета — все Ми-8, которые на тот момент были в составе ВВС Латвии. Премьер Кариньш в июне этого года пообещал, что страна передаст Украине весь «флот вертолетов».
В стремлении показать Западу, как она привержена общей борьбе против России, Латвия пошла на беспрецедентный даже для подчиненной США Европы шаг. Власти страны стали отдавать ВСУ машины, конфискованные у собственных граждан за пьяную езду.Идею, кстати, подхватили в соседней Литве, которая активировала такую же программу, только в отношении машин, изъятых у контрабандистов. От Вильнюса с марта по июль этого года формирования киевского режима получили, по сообщениям литовских СМИ, около 70 авто из примерно 100 конфискованных.
Впрочем, отправляя свое оружие Украине, Латвия проводит экспресс-милитаризацию, доведя оборонный бюджет до 3 процентов ВВП. На эти деньги активно закупается западное вооружение, например, норвежские противокорабельные ракеты NSM и финские БТР как для оснащения армейских частей, так и подразделений Земессардзе. Не исключают в министерстве обороны страны и закупок тяжелой техники.
Ну а пока политическая и военная верхушка в Риге старательно подливает топливо в костер большой европейской войны, население вынуждено терпеть совсем неиллюзорные лишения. По инфляции потребительских цен Латвия на «почетном» 1‑м месте в ЕС с результатом в 12,3 процента, тогда как в целом по Евросоюзу этот показатель находится на уровне 6,1 процента.
В ежегодном рейтинге швейцарского Института развития менеджмента конкурентоспособности Латвия рухнула с прошлогоднего 35-го места на нынешнее 53-е. Такой негатив в экономике не может не отражаться на простых людях, и вот уже больше половины взрослого населения не в состоянии обеспечить даже базовые потребности, а это, в свою очередь, ведет к массовой миграции, причем страну покидают люди в возрасте от 20 до 39 лет, которые при всем желании не могут представить себе будущее в Латвии.
Любимая жена сюзерена
Среди тройки прибалтийских республик Литва занимает особое место — как флагман бело- и русофобии. Судя по спектру закупаемой военной техники, из нашего северного соседа Запад собирается сделать маленькую копию Украины: от США уже получены несколько партий легких броневиков, заключены договоры на поставку систем HIMARS, 155‑мм гаубиц, систем ПВО и РЭБ, а также целого спектра других вооружений. Кроме того, существуют планы создать в стране к 2030 году новую дивизию, которую собираются оснастить немецкими танками Leopard. Ну и куда уж без вездесущего натовского присутствия. Авиабаза в Шяуляе давно стала центром разведывательных операций альянса в Прибалтике.
Впрочем, и о вкладе в борьбу режима Зеленского со здравым смыслом Вильнюс не забывает. Как было объявлено на прошлой неделе, Литва с 24 февраля минувшего года потратила на помощь Украине 1 млрд евро, что составляет 1,42 процента ВВП балтийской республики.Среди номенклатуры поставляемого вооружения — зенитные орудия L70, вертолеты Ми-8, дроны и антидроновые системы, оптические приборы, средства защиты. В следующем году планируется продолжить в том же духе, потратив еще 340 млн евро.
Между тем главная опасность, исходящая от Литвы, все же лежит не в украинской плоскости. Дело в том, что республиканские элиты спят и видят, как бы «сменить режим» в Беларуси. В литовских СМИ периодически появляются провокационные материалы, в которых прямым текстом выражается надежда на то, что Литва и Польша должны совершить «необходимую интервенцию» в Беларусь для того, чтобы в будущем «иметь предсказуемого и стабильного демократического соседа».
Хотя на месте литовских властей было бы неплохо не строить наполеоновские планы в отношении Беларуси и не грезить завоевательными походами, а попристальнее вглядеться в бездну, в которую падает их страна.
За 9 месяцев этого года ВВП страны упал на 2,1 процента, а промышленное производство — на 7,6. Только на необоснованном закрытии двух переходов на границе с Беларусью Вильнюс потеряет от 0,7 до 1 млрд евро, что станет ударом прежде всего по местным перевозчикам.
Темная лошадка эстонской масти
В русофобской прибалтийской тройке Эстония, пожалуй, выступает в роли самого незаметного, но от этого не менее неприятного персонажа. Ее элиты избрали старую как мир стратегию двойных стандартов. На официальном уровне Эстония как дисциплинированная часть западного мира вводит санкции против Беларуси и России, разрушая собственную промышленность и систему железных дорог, а подпольно продолжает вести дела с «агрессорами» и «оккупантами». Так, летом тихую эстонскую жизнь потряс скандал: оказалось, муж премьера Каи Каллас был соучредителем компании Stark Logistics, которая после введения санкций спокойно продолжала работать в России. По-видимому, пламенные речи супруги с призывами к миру «прекратить кровавый бизнес с Россией» Арво Халлика не касались. А вот тем, кому не повезло оказаться в родственных связях с премьером, пришлось испытать обратную силу санкций на себе.Железнодорожный перевозчик Operail потерял 83 процента прибылей и вынужден был сократить число сотрудников в два раза. Грузооборот эстонских портов снизился более чем на 43 процента. Соответственно, упали ВВП — на 2,9 процента и объем промышленного производства — более чем на 9 процентов.Что в таком случае делала бы власть, которая заботится о своем народе? Как минимум искала бы пути преодоления кризиса, восстановления разрушенных опрометчивыми шагами отношений. Однако правительство Каи Каллас, поддерживаемое всеми тремя партиями парламента, продолжает увлекательную пляску на граблях. Так, военный бюджет в ближайшем времени планируется довести до 3 процентов ВВП, а армию усилить целым рядом новейших систем, включая пресловутый HIMARS. Не будет останавливаться и накачка оружием Украины.
Правда, с последним пунктом у эстонцев вышла неожиданная накладка. Как пишет издание Politico, ЕС недоволен тем, что республика сплавляет в Украину устаревшее и залежавшееся на складах вооружение, а сама закупает на деньги Европейского фонда мира новенькое. В публикации утверждается, что до 2027 года правительство Каи Каллас хочет вернуть 91 процент стоимости отправленного Киеву вооружения. Не то чтобы другие страны были кристально чисты в этом вопросе, но, видимо, Таллин перешел некую красную линию в своих махинациях.
Участие прибалтийских государств в финансировании украинского режима и их вина в затягивании боевых действий не должны теряться на фоне преступлений киевских силовиков или их западных хозяев. Более того, именно активная поддержка русофобских правительств Литвы, Латвии и Эстонии, действовавших в одной связке с Польшей, сделала возможным триумф Майдана и дальнейшие события. И сейчас, принимая, фактически, участие в конфликте по указке США, вводя санкции против Беларуси и России, устраивая провокации на границах, они вполне осознанно толкают мир к опасной черте.
♦ Литва с 24 февраля минувшего года потратила на помощь Украине 1 млрд евро, что составляет 1,42 процента ВВП балтийской республики.
♦ Общий объем поддержки Латвии для Украины в денежном выражении в 2022 году превысил 1,3 процента ВВП, из них 1 процент от ВВП — поставки военной продукции.
♦ Военный бюджет Эстонии в ближайшем времени планируется довести до 3 процентов ВВП, а армию усилить целым рядом новейших систем, включая пресловутый HIMARS.