Глава государства подписал закон, которым корректируется Кодекс об образовании. Однако это не повод для волнения родителей и учащихся. Вспомним слова Александра Лукашенко на Республиканском педагогическом совете: «Существенных изменений в системе образования больше не будет». Так что обновленные нормы — это лишь отражение государственной политики в образовательной сфере с учетом тенденций и практики применения действующего кодекса.
Иллюстративное фото
Основные новации документа осенью, еще на стадии законопроекта, разъясняли в Парламенте. В их числе — расширение социальных гарантий для обучающихся. На это обратил внимание председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Сергей Сивец:
— Так мы улучшаем социальное положение тех, кто на сегодняшний день получает образование в нашей стране, и предоставляем определенные возможности отдельным категориям лиц, которым требуется дополнительная опека, поддержка со стороны государства, в получении образования с учетом особенностей развития. Принцип инклюзивного образования — ключевой в Кодексе об образовании.Согласно новшествам, Правительство наделено полномочиями на перераспределение и перенаправление на работу молодых специалистов, предоставление им дополнительных социальных гарантий, а местные органы власти — на организацию бесплатной перевозки обучающихся в пределах населенных пунктов к местам проведения образовательных, спортивных, культурных и иных мероприятий.
Перечень тех, кто имеет преимущественное право при приеме в санаторные школы-интернаты, дополнен категорией «дети-инвалиды до 18 лет» — в целях их социальной поддержки. Иностранцам предоставили возможность получения гранта на подготовку к поступлению в белорусские учреждения образования. Как отметил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк, это важно для целевой аудитории из стран Африки, Латинской Америки и Азии, с которыми мы выстраиваем внешнеэкономические связи.
Еще одно новшество — закрепление требования к учащимся школ придерживаться делового стиля в одежде. Здесь тоже ничего революционного нет, лишь констатация факта. Подходы к единым элементам формы реализуются в стране уже на протяжении нескольких лет. Причем выбор моделей ширится год от года.— И в этом, и в прошлом году никаких изменений, новаций в отношении делового стиля не было, — напомнил министр образования Андрей Иванец. — Мы видим, что многие школы страны уже определились со своими элементами. В следующем году подходы тоже изменяться не будут. Мы полагаем, что деловой стиль одежды для школьника — это очень важный элемент, который должен сохраниться и в будущем.
Многих порадует новость о том, что школы в поселках городского типа и на селе получили возможность осуществлять подготовку водителей механических транспортных средств и самоходных машин. Те, кто постарше, прекрасно помнят учебу в УПК, где подростки наряду с прочими специальностями познавали тонкости шоферского ремесла. Полученные корочки были предметом гордости — во взрослой жизни водительские права пригодятся. Недавно председатель центрального совета ДОСААФ Андрей Некрашевич рассказал о том, что в нынешнем году совместно с Минобороны и Минобразования было заключено соглашение, открывшее оборонно-спортивной организации возможность для работы с образовательными учреждениями:
— Наша мечта — вернуть так называемый УПК в наши школы, где в рамках трудового воспитания внедрять обучение в первую очередь водителей категории С.
Наконец, еще одно новшество — приемные родители и родители-воспитатели включены в число педагогических работников. Это сделано в целях повышения их статуса. По словам директора Национального центра усыновления Татьяны Белевич, ежегодно в стране только статус кандидатов в усыновители приобретают около 300 человек. Количество желающих позаботиться о детях растет, и новый статус приемных родителей и родителей-воспитателей подчеркнет значимость их благородного дела.
nesterov@sb.by