О традициях в образовании
— Наша ключевая цель — дать студентам знания, которые они смогут применять в профессиональной жизни, сформировать специалистов. Этот процесс происходит не только в аудиториях, но и в общежитиях, на общественных мероприятиях, во внеучебное время. Главное — сформировать определенный тип мышления у молодых людей, которые завтра придут трудиться в реальный сектор, на производство, на государственную службу. Вектор карьеры может быть совершенно разным, но на любой должности наши выпускники должны понимать и доказать, что они профессионалы в области экономики. Под выполнение этой задачи и настроены наши учебные программы.Мы ориентируемся на традиционные методы в образовании: они проверены временем и эффективны. Я по базовому образованию юрист. И мы в аудитории, на практических занятиях рассматривали реальные юридические казусы. Брали конкретные уголовные или гражданские дела, разбирали их, строили версии защиты, поддержки обвинения. И таким образом приобретали практический опыт еще будучи студентами. Фактически ничего сверхнового чуть ли не со времен Древней Греции не изобрели: лекции, семинары, практические занятия, практика на производстве.
Распространенная проблема выпускников — неумение работать в команде. Научить работать в коллективе — одна из ключевых задач университета, ведь успех в корпоративной работе зависит от слаженной работы всех сотрудников.
Об отраслевой специализации экономистов
— Экономисты сегодня везде нужны. Наш выпускник должен в первую очередь являться аналитиком, в том числе обладать прогностическими способностями. Профессионал не только констатирует, какие процессы сегодня происходят на рынке, в отрасли, на предприятии, но и оценивает, какие тенденции будут с нами через 10—15 лет. И учебные программы необходимо трансформировать и перерабатывать под развитие аналитических способностей у студентов.Важно более тесное взаимодействие учебных заведений и реального сектора. Система образования обязана дать базис. А специализацию, особенности и специфику работы определенных отраслей или предприятий выпускники получают уже на производстве. Наши компании должны понимать: учеба через всю жизнь протекает не только в системе образования, но и непосредственно на рабочем месте. И второй немаловажный нюанс — труд специалистов высокой квалификации должен оплачиваться на должном уровне.
Базис аналитики
— Хороший специалист должен быть аналитиком. Это необходимо для любой профессии. У кого-то есть врожденная способность к глубокому анализу, у других это качество приходится вырабатывать. Аналитике невозможно научить. Это качество необходимо вырабатывать, создавая соответствующую среду, в которой сможет формироваться и развиваться аналитическое мышление. В БГЭУ мы учим студентов бояться бездействия, а не ошибок. Они неотвратимы при активной деятельности. Все ошибаются и будут ошибаться, но главное вовремя замечать промахи и уметь их исправлять. И когда я прихожу в аудиторию, всегда призываю студентов: будьте активными, не бойтесь ошибок. Чем больше вы их сделаете здесь, в университете, тем меньше — на производстве. Там надо опасаться просчетов, когда речь идет о миллионных контрактах, которые надо обсуждать, заключать и исполнять. В БГЭУ мы стараемся создать среду, которая бы учила молодых людей мыслить и отстаивать свою точку зрения. Можно и поспорить с преподавателем, привести свои доводы и обоснования.Умение анализировать и работать в команде — два принципиально важных качества. Если специалист им не обладает, то может оказаться невостребованным. Все остальное — знание языков, владение коммуникационными технологиями, прикладными программами и так далее — инструментарий, который можно «нанизывать» на базовую основу.
У нас хорошая система образования. Она дает студентам крепкий базис. В идеале уровень развития образования должен соответствовать реальному сектору. Выпускники должны обладать возможностью применить свои знания на предприятиях. Более тесное сопряжение высшей школы и производства — ключевая, стратегическая задача.
volchkov@sb.by