Белорусская картошка поборется с египетской за российский рынок. Кто кого?

С чем едят топинамбур

Беларусь увеличивает поставки картофеля на российский рынок, причем белорусские клубни могут потеснить зарубежный импорт. Покупатели радуются: белорусская картошка, говорят они, вкуснее египетской.

Положительная динамика поставок товарного и семенного картофеля в Россию из Беларуси наблюдается последние пять лет, рассказывает эксперт Центра международной торговли Алексей Саврасов. На самом деле между Россией и Беларусью идет взаимный обмен картофелем, уточняет директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Петр Чекмарев. «В рамках Союзного государства все возят друг к другу картофель тех сортов, которые больше нравятся», — указывает он.

За последние годы россияне попробовали говядину из Аргентины, Бразилии и даже Уругвая, но выбор свой сделали в пользу белорусских продуктов
фото АРТЕМ ГЕОДАКЯН / ТАСС

А вот рост поставок другого корнеплода — топинамбура — связан с расширением спроса на рынке. Внешне он схож с картофелем, по сути подсолнечник, и при этом обладает существенно более высокой пищевой ценностью, чем другие корнеплоды. За последний год импорт топинамбура из Беларуси в Россию вырос почти в два раза, до 5 тысяч тонн.

Способствовала продвижению на рынке диковинного для многих клубня союзная программа по селекции и выращиванию картофеля и топинамбура, которая действовала на протяжении нескольких лет. «В выращивании топинамбура был дан хороший старт. Отобрали лучшие сорта. Сейчас много желающих возделывать корнеплод», — рассказывает Петр Чекмарев.

А в целом на территории Союзного государства идет замещение картофельного семенного импорта, говорит он. В рамках совместной программы было изучено 20 самых перспективных российских и белорусских сортов картофеля. Из них выбрали лучшие и размножили. Сейчас мини–клубни уже работают в хозяйствах. Закуплена также техника для селекции и семеноводства, созданы лаборатории и селекционные центры.

ИНФОГРАФИКА «РГ» / АНТОН ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ / МИХАИЛ ШИПОВ / ВИКТОР РАСТОРГУЕВ

По картофелю и топинамбуру белорусские и российские производители вместе пока только планируют потеснить поставщиков из дальнего зарубежья. Зато в секторе мясной и молочной продукции на рынке России белорусские производители обосновались настолько прочно, что заморские поставщики им не конкуренты.

Беларусь везет мясо, мясопродукты, различные виды колбас. Молочная продукция соседа также занимает значимую долю на российских прилавках, рассказывает аналитик аграрного рынка Леонид Холод. Такому успеху способствовали две причины. Во–первых, в Беларуси производятся значительные объемы молока, конкурентоспособного по цене. Предприятия там получают субсидии до 8 рублей на литр молока, рассказывает учредитель одного из агрохолдингов в Республике Марий Эл Владимир Кожанов. В России субсидии меньше, потому молоко дороже, уточняет он.

Во–вторых, в Беларуси сумели наладить переработку сырья. «Рынок в Беларуси, скажем так, более организованный. Вследствие этого достаточно много денег государство вложило в развитие села, а именно в переработку молока», — замечает Владимир Кожанов. Много работают и с качеством продукта, добавляет он. В том, что белорусский агропром силен в переработке, согласен и Леонид Холод. Беларусь поставляет в Россию даже соленую рыбу.

Есть и небольшие хитрости. «Цена белорусской продукции, которая продается в России в пересчете на белорусские рубли, дешевле, чем в самой Беларуси. Это государственная политика для продвижения продукции на российском рынке», — отмечает представитель института стран СНГ в Беларуси политолог Николай Сергеев.

В результате Беларусь заполняет свободные ниши на российском рынке, говорят эксперты. Но и Россия развивает встречные поставки.

Особенно заметен разворот в экспорте зерна. «В течение четырех лет поставки пшеницы в Беларусь снижались, а в последний год произошла переориентировка. Экспорт вырос в тысячи раз», — говорит Алексей Саврасов. Если общий экспорт зерновых за последние четыре года Россия нарастила на 17 процентов, то поставки в Беларусь выросли более чем на 700 процентов.

В самой Беларуси также заметили перемены. Раньше российских продуктов в магазинах было очень мало, а теперь появились крупы, шоколад, конфеты, кондитерские изделия, напитки, рассказывает Николай Сергеев. Существенную долю занимает подсолнечное масло. «Своих растительных масел Беларусь практически не производит. Выращивать подсолнечник не позволяют природные условия», — поясняет эксперт.

Кроме того, зачастую российские продукты дешевле, чем белорусские. «Алтайские крупы порой стоят меньше даже, чем белорусские», — приводит пример Николай Сергеев. Это стимулирует и белорусского производителя стремиться к удешевлению продукции при повышении качества, добавляет эксперт.

Рынок Беларуси для российского продовольствия не просто дополнительные объемы продаж. Важна интеграция. Получается, из взаимных поставок соседей, как из пазлов, в итоге складывается единый продовольственный рынок.

Следующим шагом могло бы стать введение сходной системы господдержки. «Если мы в едином экономическом пространстве, то и поддержка должна быть одинаковой», — указывает Владимир Кожанов. Также нужен единый контроль за качеством продукции, добавляет Николай Сергеев.

Евгений Гайва

gayva@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter