Пока есть хоть один змагар, готовый открывать рот, оттуда будет литься ложь, направленная на подмену смыслов

Роковые яйца (с)

Утверждение «Змагар врет, открывая рот» неутомимо доказывают беглые почти что каждый день.

Из последнего: взять половину (если вообще не пару) фраз из разговора Александра Лукашенко с Антониу Гуттеришем и написать про «обеспокоенность, пожелания, амнистию». Сославшись при этом «на пресс-службу генсека ООН». При этом недожурналисты, которые больше других кричат об этике, кодексе, объективности и разных сторонах, даже не пошевелятся привести слова Максима Рыженкова: «Практически вся встреча была посвящена деятельности ООН в Республике Беларусь, началу нового цикла взаимодействия. Было сказано, что у нас претензий к Беларуси нет никаких, вы идете правильным путем».

Хотя так было бы правильно — и пусть читатель делает выводы сам. Без учета того факта, что министр иностранных дел Беларуси на той встрече был и все слышал сам, а пресс-служба генсека ООН написала то, что ей сказали написать.

К тому же любому непредвзятому очевидно: Рыженкову лукавить просто незачем. Тогда как ООН в последнее время работает под таким шквалом критики со всех концов света, что каждое слово там произносится в угоду кому-то.

Да что там кому-то — англосаксам.

***

В подаче экономических материалов солгать сложнее, спросите вы. Нет, нужно иметь неплохо подвешенный язык, самомнение, чтобы эго через монитор торчало, и желание увидеть соринку в чужой для себя теперь стране. Впрочем, это не просто желание, а требование плательщиков — грантодателей, радио и порталов за евро, прочих исчезающих белсатов.

Экономический крах для Беларуси неутомимо много лет предрекает хевра из пары десятков недоэкономистов. Ни одно их предсказание не сбылось, ни единый прогноз не оказался верным, ни один колхоз они показательно не подняли. Но заголовки типа «ИП хотят запретить…», «Осталось 100 магазинов из 600…» и «Резко подскочил доллар (крупным) на три копейки (курсивом)» они плодят регулярно.

Основная (и единственная, в общем) мысль — государство неэффективно. Все остальное отсюда вытекает: распродать, частный капитал, рука рынка, эффективный собственник и прочее бла-бла-бла. Недобор мыслей успешно заменяется количеством недоэкономистов, желающих кушать. И каждую неделю идея, что страна не справляется, а вот они бы сумели, в том или ином виде появляется во всех беглых пабликах.

Это тоже подмена смыслов — попытка взять Беларусь измором, прям как у них не получается с партнерами.

***

Опровергать каждое такое недоэкономическое построение означает постоянно спорить по мелочам. И тыкать таких авторов в ту большую кучу, откуда они извлекли очередную соломинку. Показывая публике, с одной стороны, их готовность мазать Беларусь чем угодно, лишь бы платили. С другой — сытые, наетые (даже у женщин) лица. Да, они достаточно отвратны, но зачем же их вообще пиарить?

Поэтому давайте на недавнем — близком, знакомом и понятном всем — примере разберем, что же на самом деле эффективно. Для этого вспомним, как Беларусь помогла России своими крепкими яйцами — именно такой «кризис» внезапно возник в части Союзного государства в самом конце 2023 года.

Экспертно-аналитический центр агробизнеса «АБ-Центр» опубликовал сравнение рентабельности производства яиц в январе — марте 2023 и 2024 годов. Оказалось, что она буквально рванула практически по всем округам Российской Федерации, увеличившись где вдвое, а где втрое и больше.

«В Центральном ФО в январе — марте 2024 года рентабельность производства яиц достигла 65,37 %, — отмечают эксперты. — Это какая-то сумасшедшая рентабельность, редко какая отрасль в России может похвастаться такими величинами». Это одно. Другое: корм зимой 2023/2024 не дорожал, а «он составляет 60—65 % в себестоимости яйца». Следовательно, никаких объективных причин для скачка цен на яйца (по итогу на 60 %) тогда не было.

Но цены выросли. И снижаются — если вообще снижаются —крайне неторопливо. Можно даже сказать: неохотно.

***

Много и велеречиво можно говорить про глобальные рынки, отложенный спрос, инфляционные ожидания, недо- (или пере-) кредитование…, хороня под мусорной горой терминов простую мысль: рост цен (это в моменте, а вдолгую — скачок рентабельности) был выгоден владельцам птицефабрик. И больше никому. И он случился.

А так-то оно конечно — законы экономики сработали, не иначе, рыночек порешал.    

Вот и весь капитализм — с его картельными сговорами, искусственными кризисами… да с тем же придерживанием хлеба кулаками, если вспомнить 20-е годы прошлого века. Тогда с голодом справились продразверсткой. А вот, скажем, в начале 1990-х люди еду продавали с земли, с газеток и тряпичек перед магазинами — враз все исчезло по одному слову Егора Гайдара: либерализация цен.

Причем всего за два года до этого Гайдар в «Московских новостях» выступал со статьей, в которой «восставал против частной собственности и против рынка, стоял исключительно за курс на обновление социализма». Самые страшные враги — они вот такие, до времени скрытые. Можно даже сказать: предатели.

По поводу всей той шайки чубайсов-приватизаторов еще тогда метко заметил американский (даже) экономист Милтон Фридман: «Вероятно, эти ребята очень хорошо питались в детстве».

Неплохо питались тогда (и жрут сейчас) и белорусские беглые недоэкономисты. Которые, пусти их к рулю, развалят Беларусь еще быстрее, чем гайдаро-чубайсы. Потому и не пускаем, потому и чистим от таких институты и университеты. Но смыслы они все равно пытаются нам и тем, кто идет нам на смену, поменять: государство-то неэффективно.

Хотя если бы не государство, остались бы без яиц. Совсем.

***

Молодое поколение надо учить на вот таких понятных, жестких, болючих и нежных примерах. Ведь на самом-то деле экономика капитализма по сути своей практически не изменилась с момента его зарождения и распространения. Прибыль, прибыль любой ценой, прибыль любыми путями — вот суть этой экономики.

И если возникает (почему-то) возможность продать яйца на 60 % дороже, то, чтобы не упустить момент, даже вам их просто оторвут в запале, потом продадут, потом, наверное, извинятся. И то не факт.

Исторический пример интеллектуальной смелости и стойкости. 1919-й год — Советская Россия в кольце фронтов. Вся надежда на крестьянство (это и большинство населения, и большинство Красной армии) — казалось бы, большевики с ним должны заигрывать. Но вот что говорит Владимир Ильич Ленин в ноябре на совещании по партийной работе в деревне: «Обязанность удовлетворить основные нужды голодной страны есть государственная обязанность. Но крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать», — так рассуждает крестьянин, по привычке, по старинке. А мы говорим, что это государственное преступление… этого мы не допустим, тут мы будем вести борьбу во что бы то ни стало».

Тогда люди это поняли — и старые, и молодые. И страну отстояли, отстроили, сберегли. Хорошо бы и сейчас молодые умы уберечь от засовывания в них ложных утверждений.

Проведение при этом спецпроизводств и вынесение недоэкономистам заочных приговоров с конфискациями, полагаю, неплохо способствует генеральной цели: укреплению суверенитета нашей родной страны.

mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter