В команду Мира 29–летний Евгений Пустовой пришел всего несколько месяцев назад

Рокировка кадра

В команду «Мира» 29–летний Евгений Пустовой пришел всего несколько месяцев назад...

В обилии ежедневных новостных сюжетов имена и лица их авторов зачастую теряются, но те, кто способен создать сенсацию, незамеченными никогда не остаются. В команду «Мира» 29–летний Евгений Пустовой пришел всего несколько месяцев назад, но внимательному зрителю эта фамилия не зря показалась знакомой. За 10 лет репортерской работы Пустовой успел пройти все ступени карьерной лестницы: начинал на региональном ТВ, затем снимал сюжеты в ТРК «Брест», где талантливого паренька разглядело руководство АТН и назначило сначала собкором по Брестской области, а потом и вовсе уговорило перебраться в Минск. К столичным ритмам и высоким скоростям Пустовой уже привык, но освещать будни регионов для него по–прежнему в удовольствие. «Я сам из Каменецкого района. Вырос, как писал Якуб Колас в «Новай зямлi», «на лес гледзячы». Поэтому лучший сельскохозяйственный репортер страны — самый дорогой комплимент, который я когда–либо слышал».


— Колесо жизненного цикла репортера из года в год движется по привычной колее: сначала — подготовка к открытию нового телесезона, затем — встреча Нового года. Далее следуют посевная кампания, фестиваль «Славянский базар в Витебске» и уборочная страда. Дайте совет: как не повториться, ежегодно освещая одни и те же события?


— Не скажите. Событие событию рознь. И ни в коем случае нельзя мерить все материалы на один аршин. Журналистское мастерство в том и состоит, чтобы находить новое, казалось бы, в обыденных вещах. Для этого есть древний как мир прием — персонификация. Нужно рассказывать о событии, пропуская его через судьбу героя. Я глубоко убежден, что в кадре на первом месте всегда должны быть человек и его жизнь. Важно не лениться рассказывать о людях в регионах, которые, как ни крути, все же сильно отличаются от столичных жителей.


— В глубинке народ душевнее, сердечнее?


— Я вам другое скажу: по складу характера люди отличаются в каждой области. Гомельчане — гостеприимные. Витебчане — коммуникабельные, открытые, местное руководство всегда готово идти на контакт. Кстати, Витебскую область открыл для себя всего несколько лет назад, до этого она долгое время была для меня терра инкогнита. Жители Гродненской области очень интеллигентные, разговаривают обстоятельно, неторопливо и только по делу. На Могилевщине — самые подвижные, спортивные. Про родную Брестчину говорить не буду, а то расхвалюсь — не остановите. Отмечу лишь одно качество, свойственное всем полешукам, — трудолюбие. Умение работать с прессой, кстати, отличает Ельский район. Как ни приедем со съемочной группой — всегда помогут, подскажут, объяснят, дадут объективный комментарий.


— Что самое сложное в репортерских буднях?


— Быть объективным, уметь из гор информационного мусора выбрать действительно важную тему. Ради поиска интересных героев недавно зарегистрировался в Фейсбуке. Но к соцсетям отношусь прохладно, там много суеты, ложной информации. Все эти «новости» от любителей часто не имеют под собой никаких оснований.


— А за счет чего телевидение может выиграть у интернета?


— Есть правила, выработанные в журналистике годами: проверка фактов и оценка ситуации объективными специалистами. За счет этого мы и выигрываем. Соперничаем только в плане оперативности.


— Интернет любую тему может сделать сенсацией. А телевидение?


— Тоже. Другое дело, что нельзя опуститься до уровня «всемирной паутины» и преподносить пустышку в качестве основного блюда. Но при этом на ТВ так же важно уметь упаковать содержание в красивую, интересную форму. Приведу пример. Через несколько дней мы со съемочной группой едем на репортаж в Национальный аэропорт «Минск», где будут проводиться учения по предотвращению террористических актов. И я уже знаю, как начну закадровый текст: «В Национальном аэропорту обезвредили террористов...» Цепляет, согласитесь? Многие прильнут к экранам в надежде узнать, что же там произошло.


— Получится, что телезрителей вы заманили, только новой информации они по итогу не получили.


— Не согласен. В газете читателей привлекают броские, кричащие заголовки, а на телевидении — грамотно написанный закадровый текст. При этом журналист обязательно должен решить для себя, что важнее: форма или содержание. Бывает, смонтируешь сюжет и думаешь: «О, классно получилось». А потом смотришь — в погоне за красивой картинкой содержание–то утеряно...


— Чего недостает современному ТВ?


— Новых форматов. Порой щелкаю пультом и попадаю на различные ток–шоу. А они, как клоны, одно не отличишь от другого! Казалось бы, темы и каналы разные, но подход к ним — как под копирку. Ежедневно появляется новый зритель — он информированнее, мобильнее, стремительнее. Прежние форматы программ его уже не устраивают.


— С переходом на «Мир» в ваших подходах к работе что–то изменилось?


— В первую очередь расширился спектр тем. В АТН работал в отделе экономических новостей, поэтому соответственно снимал только сюжеты, так или иначе связанные с экономикой. Со временем вырос из этих штанишек, мне хотелось развиваться, двигаться дальше. За этим и пришел на «Мир». Здесь нет четкой градации по отделам, каждый корреспондент волен заявить любую тему, будь она из сферы здравоохранения, культуры или экономики. Это, во–первых. Во–вторых, на «Мире» царит удивительно спокойная атмосфера, нет суеты и длинных очередей в монтажки. Руководство во всем идет навстречу, приветствует инициативу. В–третьих, здесь другие требования к форме и тексту: важно рассказать о событии максимально интересно, но при этом без витиеватых определений и околонаучных терминов. В–четвертых, коллектив информационной службы — просто загляденье, одни девушки–красавицы, я — единственный среди корреспондентов представитель мужского пола. Прирос здесь, получается, как лопух среди роз, чему до сих пор нарадоваться не могу.

 

Советская Белоруссия №225 (24362). Пятница, 29 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter