Недавно в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике задержали две группы нарушителей. Сначала попались братья из Брагинского района, приехавшие собирать рога диких животных. На момент задержания ребята успели найти три трофея. Спустя несколько дней пограничники остановили внедорожник УАЗ. Трое парней возвращались из Украины. Цель незаконной поездки та же — поиск рогов и остатков металлолома в отселенных деревнях.
Скупщики дают за килограмм лосиных рогов 20 долларов
Как к себе домой
Эти люди не первые и, очевидно, не последние, кто ради наживы готов нарушать закон и рисковать здоровьем. Минувшим летом на слуху была история о нарушителях, попавших в заповеднике на камеры фотоловушек. Браконьеры, мародеры и прочие сталкеры проникают в запретную зону без особого труда. А вот контролировать территорию в 215 тысяч гектаров крайне трудно. По этой же причине самым сложным считается и пролегающий через заповедник участок госграницы. Проблемы ее охраны обсуждали участники межведомственного совещания, проведенного прокуратурой Гомельской области.
Ситуацию обрисовал начальник Мозырского пограничного отряда Олег Эйбатов. Почти три года подразделение охраняет самый протяженный участок границы длиной 388 км. Из них 65 — в зоне отчуждения. Из-за высокой радиации находиться здесь постоянно нельзя. Патрулирование осуществляется еженедельно совместно с сотрудниками милиции и заповедника.
Проникнуть в запретную зону не составляет труда.
— Однако этого недостаточно, — не скрывает полковник Эйбатов. — Принято решение об организации еще одной заставы, которая будет охранять часть зараженного участка. Наиболее же эффективный способ — возведение инженерных сооружений и заграждений. Они позволят не только усилить контроль, но и преградить въезд транспорту.
Краешком тонкой линии
С момента образования белорусско-украинской границы немало хлопот доставляет отсутствие ее демаркации. Пока линия есть только на карте. На местности нужны просеки, которые позволят выполнять несколько функций. Во-первых, они помогут обозначить границу. Во-вторых, улучшат возможность патрулирования с применением авиации. А также будут служить противопожарными полосами. В прошлом лесные пожары не раз приходили со стороны Украины.
Решение о просеках давно написано пером. Осталось — вырубить топором. Однако процесс идет медленно. Начальник Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Михаил Супрун объясняет причину:
— Все силы пришлось бросить на борьбу с нашествием короеда. По сути, это биологический пожар, который уничтожает сосновые леса. Сплошными санитарными рубками в Гомельской области уже охвачено 9000 гектаров насаждений.
Создание Мозырского погранотряда укрепило южный рубеж
Сложнее всего делать просеки, опять же, в зоне отчуждения. Из-за высокой радиоактивности использовать такую древесину нельзя. Оставлять в лесу тоже. Утилизация стоит дорого.
Также необходимо перекопать автодороги, ведущие в обход двух официальных пунктов пропуска. Содержание дорог на линии границы — отдельная тема. Особенно это касается мостов. Один из них — через реку Желонь — находится в плачевном состоянии. И если вдруг выйдет из строя, пункт пропуска «Новая Рудня» может закрыться на несколько лет.
Украинская сторона долгое время не ремонтировала мост через реку Словечно. В итоге сделать это согласились наши дорожники. Но чтобы получить разрешение на использование бюджетных средств, вопрос пришлось выносить на уровень глав двух государств.
Проблема не только в деньгах. Отдельные участки двух дорог в Лельчицком и Ельском районах принадлежат по факту разным странам. При том, что ремонтировать их нужно полностью, только это даст эффект, а не превратится в латание дыр. Достичь такой координации сложно. Проще передать участки одной стороне. Дорожники Гомельщины готовы взять их на баланс. Однако решение должно приниматься на межгосударственном уровне.
Нелегалы попадают в фотоловушки
Ближе рубеж — меньше контрабанды
В марте пункт пропуска «Александровка» в Наровлянском районе прозвучал во всех новостях. После того, как здесь произошла попытка прорыва через границу на джипе, в котором везли оружие и взрывчатку.
По мнению пограничников, пункт расположен не очень удачно. До линии рубежа от него — 6 километров. На таком же удалении с украинской стороны находится ПТО «Вильча». Фактически между ними — нейтральная полоса. Зато жителям Александровки приходится проходить через пункт пропуска каждый раз на пути к себе домой. Как и работникам соцслужб, оказывающим помощь сельчанам. А вот с точки зрения контрабандистов, деревня может представляться удобной перевалочной базой для переброски грузов. При таких схемах в криминальный бизнес втягиваются и местные жители. Пока это лишь опасения, но реальный риск присутствует.
Вопрос переноса пункта ближе к границе уже рассматривался. Была озвучена сумма свыше 20 миллионов рублей. У Олега Эйбатова эта цифра вызывает сомнения. Он считает, что смету можно сократить. К тому же с учетом износа не за горами тот день, когда ПТО потребуется капитальный ремонт. То есть расходы неизбежны.
Требует вложений и обустройство инфраструктуры пропускных пунктов. В ПТО «Новая Рудня» отсутствует автостоянка. Транспорт паркуется хаотично. Это создает предпосылки для ДТП и придает неприглядный внешний вид.
Дело ясное, что дело общее
На каком бы замке ни была граница, контрабандисты всегда ищут лазейки. Вопрос лишь в том, что именно они пытаются провезти, пронести, а то и перевести за кордон. Из Украины, к примеру, лесными тропами ведут домашний скот, который позже переправляется в Россию. Теневые дельцы сотрудничают независимо от политической обстановки.
— Анализ показывает, что, кроме традиционного контрафакта спирта, табачных изделий, серьезный ущерб наносит несанкционированный сбор дикоросов, — обозначил еще одну сферу интересов нарушителей начальник УКГБ по Гомельской области Сергей Теребов. — Это реальные деньги, проблема существует, и сбрасывать со счетов ее нельзя.
В сезон украинцы совершают паломничество в наши леса, загружая корзины грибами и ягодами. Поначалу местные относились к этому лояльно. Однако терпению пришел конец после инцидента близ поселка Глушковичи Лельчицкого района. Его жители занимаются бортничеством — заготовкой меда диких пчел. Некоторые незваные гости повадились взбираться на деревья, сбрасывать борти и выбирать мед…
В целом, пограничники отмечают положительные перемены в сознании граждан. С их помощью удалось задержать около 70 нарушителей и перекрыть два канала нелегальной миграции. То, что охранять границу страны должны все, начинает понимать каждый.
МНЕНИЕ
Виктор Морозов, прокурор Гомельской области:
— В вопросах реализации государственной пограничной политики на Гомельщине прокуратура выступает координатором. Стоит отметить, что с момента образования Мозырского пограничного отряда количество нарушений на этом участке снижается. Играет роль и эффект профилактики. Потенциальные нарушители понимают, что шансов пересечь границу в обход пункта пропуска немного. Что касается имеющихся проблем, главное — планомерная, системная работа в их решении. Необходимо улучшать взаимодействие, избегать ведомственной разобщенности.
proleskovskiy77@mail.ru
Фото автора, Госпогранкомитета и с фотоловушек ПГРЭЗ
Зачем сталкеры рискуют здоровьем и идут в зону отчуждения?
Рога изобилия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.