Родная для нас земля

Беларусь, Белоруссия... Далека от Киргизии, но так близка...

Беларусь, Белоруссия... Далека от Киргизии, но так близка. Близка нам, киргизам, потому что много наших дедов и отцов полегло на вашей земле, сражаясь с фашистскими захватчиками, защищая и свою родную солнечную Киргизию. Среди павших на поле битвы в Беларуси — трое моих родственников. Двое старших братьев моей бабушки Турсун — Сеитовы Ибрай и Омуралы, а также родственник по отцовской линии Джумаш Асаналиев.


Наша бабушка Турсун–апа сама носит гордое звание ветерана тыла. В годы войны она поднимала колхоз: растила хлеб, ухаживала за скотом, строила знаменитую дорогу в Боомском ущелье. В то лихое время все жили в одном общем ритме: «Все — для фронта, все — для Победы!»


Было у нашей бабушки трое братьев. Старший — Калмет, 1909 года рождения, вернулся с войны в 1945 году весь израненный. После Победы прожил всего два года. Средний брат Турсун–апы, Ибрай, 1912 года рождения, ушел на фронт в 1942 году. Из редких солдатских писем известно, что Ибрай служил связистом, воевал в Сталинграде. Там был ранен, лечился в разных госпиталях. В последнем письме писал, что воюет под Минском. В 1943 году связь оборвалась. Только в 1949–м на запрос пришел ответ: «Пропал без вести». Дома у него остались трое малых детей. Лишь в 2008 году благодаря электронной базе данных министерства обороны России удалось отыскать следы Ибрая. Оказалось, списки боевых потерь на направлении удара Белорусского фронта занесли под гриф «Секретно». Кроме того, в фронтовой спешке вкралась ошибка в написании имени — «Убрай». Сеитов Ибрай погиб от ран 4 апреля 1944 года. Похоронен вместе со своим командиром минометного расчета в лесу, в полутора километрах от деревни Кожекино Лиозненского района Витебской области. Только через 63 года после Великой Победы Турсун–апа получила весточку про судьбу родного брата.


А первым в армию ушел самый младший брат — Омуралы, 1920 года рождения. Высокий, статный, отличник учебы, комсомолец–активист, Омуралы был женат всего два месяца к тому моменту, когда его призвали в октябре 1940–го. В своем последнем письме, датированном 10 июня 1941 года, Омуралы писал, что проходит службу в Белоруссии, в городе Барановичи. Ветеринар–зоотехник по специальности, он получил назначение в военно–ветеринарную службу. Возможно, служил в пограничных войсках.


С началом войны связь с Омуралы оборвалась. Всю войну от него не приходило никаких известий. И только в 1949 году родные получили ответ: «Пропал без вести в 1941 году». По всей видимости, Омуралы погиб на границе в первые, самые страшные дни войны. Жена Омуралы, молодая школьная учительница, тяжело переживая разлуку с мужем, умерла через пять лет после Победы.


Джумаш Асаналиев, 1923 года рождения, выходец из нашего родового села Отуз–Уул (что в переводе с киргизского означает «тридцать сыновей»), рос обычным сельским парнем. По воспоминаниям земляков, стеснительный юноша, единственный ребенок у немолодых уже родителей. Джумаш ушел на фронт в 1942 году.


Пулеметчик 199–го гвардейского стрелкового полка 67–й гвардейской стрелковой дивизии 6–й гвардейской армии 1–го Прибалтийского фронта гвардии ефрейтор Асаналиев одним из первых 24 июня 1944 года переправился с пулеметом через реку Западная Двина у деревни Лабейки Бешенковичского района. В ходе боя был тяжело ранен командир пулеметного расчета. Джумаш его заменил. Оставшись один из всего расчета, продолжал вести бой. Подпустив на близкое расстояние атакующих гитлеровцев, расстреливал их в упор. Уничтожил более 20 врагов. Когда закончились боеприпасы, в ход пошли гранаты. Последней гранатой Джумаш Асаналиев взорвал себя и окружавших его фашистов.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками, гвардии ефрейтору Джумашу Асаналиеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он похоронен в братской могиле возле деревни Узречье Бешенковичского района. Там же герою установлен обелиск. Его именем названа улица в Минске. В родном селе в Иссык–Кульской области имя Джумаша носит школа, где он когда–то учился, установлен бюст. 1 июля 2005 года в Минске ему также был установлен памятник...


Матери Омуралы, Ибрая, Джумаша и многих сотен киргизских парней не дождались своих сыновей с войны. Так получилось, что последний приют троим нашим родственникам дала белорусская земля. И потому, Беларусь, ты никогда не будешь для нас, киргизов, чужой, никогда не станешь заграницей. Ты родная для нас, ибо кровь наших дедов глубоко ушла к корням твоих деревьев и трав. А ветер, что колышет их, долетает к седым горам Тянь–Шаня, обнажая раны в наших душах. И до тех пор, пока жива память народная, Великая Победа будет нашей общей Победой, а народы наши — навеки родными.


Нурлан ДОСАЛИЕВ, сотрудник Антитеррористического центра государств — участников СНГ, представитель Кыргызской Республики, полковник.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter