![](/upload/iblock/c90/c9085f8189bd561b1c9c322d566fcdcc.jpg)
— Иван Николаевич, в Основных положениях проекта Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы поставлена важная задача — повысить практикоориентированность образовательного процесса… Планируется создать научно-производственные кластеры с участием ведущих университетов. Что в этой связи ждет БГАТУ в новой пятилетке?
— Время диктует условия развития. Мы готовим кадры инженерного профиля. В прежние годы учебная программа предусматривала почти поровну лекционных и практических занятий. За последнее время сократили объем теории и усилили практическую составляющую. Это содействует поступательному переходу к современной подготовке инженерных кадров. Роль преподавателя сводится к консультированию по проблемным вопросам. Аудитории оборудованы интерактивными электронными досками. Но при этом такие основные предметы, как сопромат и теоретическая механика, очень важны. В них заложены основы будущей профессии.
Техническая база нашего университета признана лучшей среди 15 аграрных вузов стран СНГ. На практических занятиях будущие инженеры с удовольствием работают с ключом в руках возле образцов современной сельхозтехники. На производственной базе, что в пригороде столицы, функционирует научно-исследовательский центр с современным станочным оборудованием.
— Беларусь работает в интеграционных структурах совместно с Россией и другими странами: Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ. В нынешней пятилетке программой развития предусматривается внедрение современного обучения в сфере бизнес-образования. Приоритет будет отдан подготовке и переподготовке руководящих кадров новой формации, способных отвечать на вызовы социально-технологического уклада.
— Мы в этом направлении и работаем. При университете действует образовательный и научно-методический центр дополнительного образования в системе АПК. Ежегодно более трех тысяч слушателей стажируются в нашем Институте повышения квалификации и переподготовки кадров. За последнее пятилетие здесь реализовано почти сорок учебных программ. Учитывая нашу крепкую материально-техническую базу и то, что сельхозтехника белорусских производителей поставляется в основном в регионы России и Казахстана, ежегодно у нас повышают квалификацию по инновационным технологиям производства продукции сельского хозяйства, организации и управления производством, развитию сельских территорий специалисты аграрного сектора Беларуси и этих стран. Обучаются у нас и студенты Казахстанского агротехнического университета имени С. Сейфуллина. Наши преподаватели читают лекции онлайн для студентов восьми российских и казахстанских аграрных вузов. Поддерживаем сотрудничество почти с сотней ведущих учебных и исследовательских зарубежных организаций. У нас высшее аграрное образование получают студенты из стран Европы, Азии, Африки. Планируем и в дальнейшем укреплять международное сотрудничество.
— Иван Николаевич, сегодня на пяти факультетах и шестом довузовском обучается около 9 тысяч студентов. Что предпринимается для эффективного закрепления их в аграрном секторе?
— Совмином приняты соответствующие нормативные документы по социальной защите молодых специалистов. Активизируем работу по популяризации аграрного образования, расширению практики предоставления государственных грантов, стажировок наших студентов в зарубежных вузах, образовательных центрах и фермерских хозяйствах. Постоянно поддерживаем связь с выпускниками университета и анализируем причины, отрицательно влияющие на закрепление их по месту распределения. В основном молодежь жалуется на неуверенную перспективу карьерного роста. Часто в начале трудовой деятельности им недостаточно уделяют внимания. Некоторых не устраивает зарплата, условия труда и быта. Все это и влияет на закрепление.
А в хозяйствах, где чувствуются внимание и забота, такие проблемы не возникают. К примеру, в СПК «Агрокомбинат Снов» трудится два десятка выпускников университета. Их все устраивает. Руководитель хозяйства, наш выпускник Николай Радоман, отмечает креативность молодых специалистов. Заработки у них высокие, созданы прекрасные условия труда и быта. Их в коллективе уважают. Бережно относятся к молодым кадрам и в каменецком ОАО «Беловежский», которое не так давно возглавил наш выпускник Александр Дунькович. И таких примеров много.
Впредь будем совершенствовать взаимодействие со школами. В процессе подготовки специалистов настроены активизировать процесс принятия управленческих решений, в том числе через формирование резерва молодых руководящих кадров. Есть задумки создания специализированных компаний, центра трансфера технологий и инжиниринговых структур.
— Какой процент закрепляемости выпускников университета в хозяйствах республики?
— За последние годы среди всех белорусских аграрных вузов у нас наилучший показатель — 67 процентов. Это благодаря тому, что треть студентов приходит в университет после окончания аграрно-технических колледжей. Они сориентированы и настроены работать по специальности. Наш вуз единственный в республике, где 60 процентов студентов учатся по целевым направлениям. Согласно условиям договора, выпускники обязаны вернуться в коллектив, откуда их направили на учебу. Получив диплом, приезжают по назначению и за срок отработки, как правило, обзаводятся семьями, жильем и оседают.
— В аграрных вузах в последние годы снизился проходной балл, а на некоторые специальности даже недобор на бюджетные места. А в вашем университете как обстоят дела?
— Круглый год активно ведем профориентацию среди выпускников средних школ, аграрных лицеев и колледжей для поступления в наш университет. За каждым факультетом закреплена определенная область и районы. Преподаватели проводят встречи с потенциальными абитуриентами. Рассказываем о нашем вузе, профессиях, кторые можно получить. Эта работа более направлена на родителей. Все двенадцать специальностей, по которым готовим кадры для агропромышленного комплекса, востребованы. Инженер-электрик или инженер-механик в любой отрасли народного хозяйства нужен.
У нас для студентов созданы идеальные условия для учебы и быта. Абсолютно все обеспечены местами в общежитии. За время учебы можно получить права водителя механических средств категории «В» и тракториста-машиниста категорий «А», «В», «D». Важно и то, что наш студенческий городок с шестью учебными корпусами, современным стадионом, несколькими спортивными залами, семью общежитиями, библиотекой, столовой в центре столицы.
Производственную практику будущие специалисты проходят как в хозяйствах республики, так и за рубежом. Ждем представителей Баварского и Немецкого крестьянских союзов для переговоров об очередной отправке групп на практику в Германию. Безусловно, опыт, полученный во время практики, пригодится в работе.
Наше преимущество от других аграрных вузов в том, что рядом научно-практические центры по земледелию, механизации, животноводству и продовольствию. Имеем возможность привлекать высококвалифицированных специалистов преподавать. Студенты практикуются на производственной базе этих центров. Большая работа проводится по вовлечению молодежи в научно-исследовательскую сферу и реализацию их творческого потенциала.
— Для цифровой трансформации белорусской экономики предусматривается создание семи цифровых отраслевых платформ, в том числе и в сфере образования. Каким видите внедрение цифровых платформ в программу подготовки аграрных специалистов?
— Время диктует свои приоритеты. Цифровизация в аграрном секторе в первую очередь — точное земледелие и животноводство. Это предполагает оперативное влияние на отдельный участок земли и на конкретное животное. В учебном процессе эффективно используем специальные фильмы, в основе которых опыт передовых хозяйств в применении самых новейших технологий. Профессорско-преподавательский состав постоянно стажируется на передовых производствах, в научно-практических центрах Национальной академии наук.
— Каковы перспективы развития БГАТУ в условиях формирования нового цикла государственных программ научных исследований?
— Совершенствуя свою работу, стремимся сохранять лучшие традиции и опыт высшей школы национальной и мировой системы образования. Наш девиз: «БГАТУ — инновации, качество, перспектива!». Делается многое, чтобы выпускники заявили себя высококвалифицированными специалистами. Гордимся, что наш университет признан ведущим учреждением образования в отрасли.
В перспективе лекций как таковых не будет. Главная задача — научить студента учиться, чтобы он ориентировался в потоке информации. Предстоит направить усилия на создание условий для социализации и эффективной самореализации молодежи, равноправного участия в экономическом, социальном и культурном развитии общества. В Основных положениях проекта Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы отмечается: критерием качества образования станет вхождение в 2025 году не менее 30 процентов учреждений высшего образования Беларуси в 5000 лучших университетов мира по рейтингу Webometrics. Достичь этой цели — наша задача.
— Спасибо, Иван Николаевич, за беседу.