Брестский район: знакомим с приграничьем страны на берегу Западного Буга

Рекорды Прибужья

Западная граница Брестского района совпадает с Государственной границей Беларуси, которую образует река Западный Буг. Граница определяет уклад жизни населения, выкристаллизовывая лучшие черты белорусов — трудолюбие, предприимчивость, веротерпимость, умение ценить то лучшее, что осталось от предков, и созидательно строить будущее. Район вступил в 85‑й год со дня основания с достойными экономическими результатами. Уже три года подряд местные хозяйства получают рекордный урожай зерновых культур. В 2023‑м введено в строй 47 тысяч квадратных метров жилья — считай, вырос целый населенный пункт.

За спиной вся Беларусь

Пограничная застава «Теребунь» — ближайшая к международному пункту пропуска «Козловичи», поблизости проходит трасса М‑1. Этот участок границы как магнитом притягивает желающих нелегально попасть на сопредельную территорию или же перебросить к нам запрещенные вещества. Именно здесь ночью в 2021 году границу нарушил боевой вертолет Ми‑24 польских вооруженных сил. Пограничный наряд определил тип вертолета, высоту и направление его полета и оперативно доложил о нарушении границы. Сегодняшняя геополитическая ситуация требует от пограничников еще большей бдительности.


— Пожалуйста, ваши документы, — на воротах заставы прапорщик проверяет паспорта и записывает в блокнот, с какой целью мы приехали. Он, разумеется, знает, что нас здесь ждут, но правила есть правила.

Встретив, начальник заставы капитан Александр Карченко проводит небольшую экскурсию по административному зданию, и мы видим, насколько в помещении все четко продумано и организовано.

Капитан Карченко признался, что мечтал служить именно на брестском участке:

Александр Карченко.

— Я родом из Гродно. Близкие к военному делу отношения не имели, а мне в военкомате предложили поступать в Институт пограничной службы. Отучился, приехал служить в Брестскую погрангруппу, с 2021 года — начальник заставы «Теребунь».

Под охраной заставы 20 километров границы по Западному Бугу. Казалось бы, кто рискнет переплывать реку? Ан нет, такие были, есть и будут.

В Европу пытаются переправиться люди разных национальностей, с разным прошлым. В обратном направлении застава сдерживает потенциальный поток опасной контрабанды. В ноябре минувшего года на берегу реки пограничники выявили двух граждан Польши, которые незаконно пересекли границу с Беларусью на надувной лодке с мотором. Мужчин задержали. Примечательно, что от польских силовиков, которые обычно весьма оперативно реагируют на присутствие неизвестных у границы, на сей раз не последовало никакой реакции.


Интересуемся, когда самое легкое время года для службы. Александр Карченко улыбается, замечаем улыбки и на лицах военно­­служащих‑срочников.

— Нет такого времени, — отвечает капитан. — Весной может разлиться Буг, летом — жара, комары и мошки, осенью в пойме реки слякоть, а зимы под Брестом бывают промозглые. Нарушители же нередко выбирают непогоду, и мы это знаем.

В обязанности начальника заставы входит не только обеспечение охраны границы, но и контроль за обустройством быта военнослужащих. Котельная, баня, небольшое хозяйство, теплицы и даже клумбы с гортензиями — застава полностью автономна. Как субмарина. По структуре, предназначению и внутреннему распорядку жизни она мало чем отличается от других таких же маленьких военных городков вблизи государственной границы нашей страны.

Технически застава оснащена по последнему слову техники. Раньше в половодье в некоторых местах пограничная полоса затапливалась, отчего затруднялась маневренность пограничных нарядов. С введением в штат технического парка квадроциклов эта проблема решена. А еще помощь пограничникам оказывает местное население, которое может заметить нелегала на подступах к границе, говорит начальник заставы:
— Нести службу на рубежах может только ответственный, смелый и честный человек. Тот, кто знает, что у него за спиной родители, семья, вся Беларусь. 

Надежное плечо старосты

— Да какой я многодетный, у меня же всего три дочки и пятеро внуков, — смущается староста агрогородка Страдечь Константин Столяров. — У нас в деревне в семье Михаила Ковтура 17 детей, есть семьи по 11 и 12 детей, а пятеро — обычное дело.

В деревнях Знаменского сельсовета наблюдается естественный прирост населения, и в основном за счет страдечских — в агрогородке 126 многодетных семей.

Страдечскую школу посещают 495 учащихся, и работает она в две смены. Несколько лет тому учреждение модернизировали, пристроили новый двух­этажный корпус, где разместили спортивный зал, кабинеты и даже спальни для группы продленного дня.

— Если уж возводить новую школу, то на тысячу учащихся, — уверен в будущем своего населенного пункта Константин Столяров.

Председатель Знаменского сельсовета Сергей Головенко и Константин Столяров.

Старостой агрогородка, где, по последним данным, проживают 1862 человека, Константина Алексеевича выбрали шесть лет назад, и с тех пор он никогда не выключает мобильный телефон. Несмотря на то что у Знаменского сельсовета есть группы в мессенджерах и соцсетях, он предпочитает личное общение.

— Звонят по разным вопросам — главным образом касательно содержания улиц, освещения. Порой обращаются за помощью старики и одинокие жители по поводу обеспечения дровами и торфобрикетом, так как они не проводили в дома газ.

В 2023 году в Страдечи образовался новый квартал, где нарезали 91 участок. 53 из них выделены многодетным семьям из местных, а также из числа жителей района. Остальные проданы с аукциона — спрос есть, и большой.



Откуда в этом населенном пункте завидная мода на детей? Жизненный уклад определяет вера, говорят сельчане. Часть из них посещает православную церковь, часть — общину церкви евангельских христиан в духе апостолов.

— Что меня радует, так это веротерпимость. Никогда никаких конфликтов на почве религии, — говорит староста. — Живем мирно и дружно.

Примечательно, что молодежь из Страдичей не уезжает, остается. С работой проблем нет. Обустраивают теплицы, выращивают ранние огурцы, помидоры, капусту. В агрогородке 90 индивидуальных предпринимателей, которые оказывают строительные и транспортные услуги.



Председатель Знаменского сельсовета Сергей Головенко считает, что успех работы с населением в любом сельском Совете во многом зависит от старосты:
— Надо подобрать человека, неравнодушного к проблемам родной деревни. Мало сопереживать, понимать, самое главное — искать возможность вопрос решить. Это хорошо получается у Константина Алексеевича. Мне с ним легко работать и разруливать текущие проблемы — бытовые, по организации мероприятий и праздников. Он умеет находить спонсоров. Что важно, не остается мой помощник в стороне и от проблем других деревень. «Не переживай, Семенович, все решим», — говорит. Надежные плечи у Константина Алексеевича.
Усадьба Немцевичей в деревне Скоки Брестского района.

Молодежи в селе хорошо

Специалист по кадрам и идеологической работе селекционно‑гибридного центра «Западный» Алена Бычковская работать в Мотыкалы приехала из Бреста.

Я выросла в городе, но сельский уклад жизни мне знаком. В деревнях жили мои бабушки, и одна из них трудилась дояркой на ферме, где летом я проводила немало времени, — призналась нам Алена, которую, и мы ей об этом сказали, трудно представить работающей на земле.

Между тем у семьи Бычковских двое деток и дом в Мотыкалах — сами построили, а также теплица, где Алена выращивает перцы и помидоры.

Алена Бычковская.

— Главное направление «Западного» — промышленно‑племенное свиноводство. Сейчас и работа, и жизнь в деревне совсем не те, что были у наших бабушек и дедушек. Инновационные технологии, механизация. Да и быт по‑иному налажен. В Мотыкалах, к примеру, есть детсад, школа, музыкальная школа, ФАП, магазины, — говорит Алена.

Одна из ее задач как специалиста — идеологическая работа на предприятии и работа с молодежью. К слову, из 780 сотрудников «Западного» 133 человека в возрасте до 31 года.
— В принципе, работа с сельскими людьми такая же, как и с городскими. Везде важно общение. Другое дело, что в деревне не соберешь всех в одном зале, как на предприятии, нужно выезжать на ферму, на мехдвор. Эти встречи я бы назвала душевными. Люди любят, когда их слушают, они не стесняются задавать вопросы. Недавно мы сообщили о намерении установить ящики для предложений, а работники, когда узнали, говорят: «Устанавливайте, но обсуждать проблемы мы будем на встречах, лучше не анонимки в ящик бросать, а говорить в глаза».

Алена отметила, что сейчас молодежь активно интересуется политическими процессами в жизни страны.

— Перед выборами многие спрашивали, кто же идет в депутаты, приходили на встречи с кандидатами.

Как известно, молодой специалист — потенциал компании. Поэтому в «Западном» молодых ценят и стараются их у себя задержать — выделяют общежитие, арендное жилье, у семей есть возможность построить дом.

Ничего удивительного, считает Алена Бычковская, ведь современная деревня — для молодых.

Церковь Св. Параскевы Пятницы в Чернавчицах.

Золотой доктор

В 2023 году в Брестском районе велись масштабные работы по ремонту зданий и модернизации оборудования фельдшерско‑акушерских пунктов. Сделано немало. Многие ФАПы заметно преобразились, в чем мы убедились, побывав в деревне Леплевка.

— Кирпичное здание ФАПа довоенное, его в свое время перевезли из Дубицы, с берега Западного Буга. Сначала размещались сельсовет, почта, а с 1955‑го — ФАП. В августе минувшего года здесь проведен ремонт, которым мы гордимся, нам даже кровлю поменяли, заведующая Елена Рубанова с гордостью показывает обновленные кабинеты.

Елена Рубанова.

В радиусе десяти километров ФАП обслуживает две деревни — Леплевку и Дубицу. 208 из 382 человек — трудоспособное население, 37 — дети, 137 — пенсионеры.

Елена Юрьевна добавляет, что на учете двое деток возрастом до года:

— Конечно, хочется, чтобы детей было больше. На это и надеемся. Места у нас живописные. Домики покупают горожане, может, кто переберется.


В свое время Елена Юрьевна, как и многие жители украинского приграничья, приехала в Беларусь в поисках работы, а нашла свою судьбу — вышла замуж. Вначале устроилась процедурной медсестрой в Домачевскую больницу, и вот уже 14 лет в Леплевке на ФАПе. Сейчас у нее личный автомобиль, а раньше приходилось ездить на велосипеде.

— Измеряю давление, уровень сахара в крови, делаю кардиограмму, оказываю первую неотложную помощь в кризисных случаях, провожу диспансеризацию, продаю лекарства. Раз в год к нам приезжает передвижной пульмоскан, раз в месяц — передвижная амбулатория, раз в неделю прием ведет терапевт, — заведующая считает, что о таком медицинском обслуживании раньше сельчане и не мечтали.


Жительница Леплевки Лидия Лялько не устает благодарить Елену Рубанову, так как ей за медицинской помощью приходится обращаться нередко:
— Елена Юрьевна — фельд­шер, а знаний и опыта, как у врача. Она душевный, золотой человек. Ей можно звонить в любое время — никогда не откажет в помощи. Даже из соседних деревень к ней просятся на прием.

Комфорт для Чернавчиц

Чернавчицы — один из старейших и красивых населенных пунктов Брестского района. Агрогородок для жизни, как говорят старожилы и новые деревенские, активно застраивающие коттеджами целые улицы вдоль трассы на Беловежскую пущу.


В свое время здесь построено немалое количество двух‑ и трехэтажных домов. Сегодня у коммунальщиков на обслуживании их 44 — больше, чем в других селах района.

Начальник участка Брестского ЖКХ в Чернавчицах Павел Осипчук со своей командой старается сделать все возможное, чтобы люди жили в чистоте и красоте:

— Тепло в квартире есть? Есть. Питьевая вода есть, и идет она через станцию обезжелезивания. Горячая вода у людей каждый день. Канализация есть. Благоустройство, вывоз мусора, электричество — все есть. Жильцам обеспечивается комфортное проживание.

Павел Осипчук и водитель Василий Максимук.

Доверенный Павлу Николаевичу участок с 40 работниками и 13 единицами техники обслуживает не только агрогородок Чернавчицы — целых 17 деревень с населением более 5 тысяч человек.

— Главное — команда подобралась надежная, — доволен начальник. — Никогда не подведут водитель «аварийки» Вячеслав Шалабута, электрогазосварщик Григорий Малышко, водитель «бочки» Виталий Лагодич, электрик Владимир Гетманчук.
Павел Осипчук рассказал, что каждый год что‑то делается в коммунальной сфере на селе — это касается и сохранности жилфонда, и оказания жилищно‑коммунальных услуг. Строятся новые детские площадки, устанавливаются скамейки — все для удобства людей.


— Если каждый житель будет знать и видеть, что заплаченные им за жилищно‑коммунальные услуги деньги идут в дело, он не станет жаловаться, — считает Павел Осипчук. Он, к слову, почетный работник жилищно‑коммунального хозяйства и в свои 69 бросать непростую работу не собирается.

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter