Дилетанты
Сейчас на дворе время дилетантов. Знания больше не нужны — «Гугл» все знает. Учиться тоже нет смысла: «Ютуб» покажет любой урок. И через пять минут перед нами — готовый электрик. Или взрывотехник.Из всех «пратэстных» политиков только Сергей Черечень, который удачно заимел себе партию, решил попробовать силы в парламентских (осень 2019-го) выборах. И то — его молодые кандидаты в законодатели страны сплошь выступали за: откосить от армии, не отрабатывать распределение, убрать антинаркотическое законодательство. То есть: давай закурим, товарищ, по одной, а все остальное само как-то… кочумай, братан… ты чика? тоже кочумай.
Для далекого пальмового острова могло бы и сойти, а че нет? Все остальные, однако, пренебрегли даже таким опытом, мол, мы себя в этой… в президентской гонке покажем.Дилетантизмом наше змагарство пропитано снизу доверху. «Лучшие маркетологи столицы» всерьез собирались продавать шести миллионам белорусов «мецената и филантропа» как товар. Представляете? Втюхивать, как газировку, как прокладки, как надувной матрас: «…но и это еще не все!»
Не осознавать, чем высшее должностное лицо целой страны отличается от чипсов со вкусом лука — по всем и любым параметрам, начиная от отношения народа (к чипсам), — это и есть дилетантизм. Махровый, цветущий, самонадеянный.
Самоуверенность
Политическая борьба — это, пожалуй, высшая форма схватки, выработанная человечеством. Даже для дилетанта должно быть, если посидеть-подумать, понятно: ни футбол, ни даже бои без правил ни в какое сравнение не идут. Ибо на кону — для дилетанта — самое сладкое в человеческой жизни: власть.Об ответственности дилетант не думает — не подозревает глубины.
В политику надо уметь. Сняли тебя с выборов — а ты не воруй. Или подписи сам собирай, не доверяй абы кому, не порти листы фальшивками. Декларацию научись заполнять, законодательство до нюансов выучи, поработай над собой. Ты ж не чипсы… вроде бы.Политикой люди занимаются всю жизнь.
И то не у каждого получается. Про детский сад типа «а не сходить ли мне, матушка, на выборы?» в тех же европах и америках и думать давно забыли. Бэкграунд, финансы, ресурсы, связи, союзники — те, которые политики, копят все это целую жизнь.
Самонадеянно пойти на большие выборы, не имея ни жизненного, ни процессного, никакого опыта, — это как выйти в ринг против Кличко и еще на что-то надеяться. Кстати, Вова Зе, имеющий самый большой рейтинг и монобольшинство в парламенте, скоро уже два года, как ничего не может сделать с Виталиком К. Всего-то мэром столичного города.
Вот это и есть политика, в которую кто-то умеет, а кто-то только думает.
Дилетанты в действии
Как работает восприятие реальности у дилетанта? Никак: в соответствии со своим представлением о жизни. Скажем, доедет такая Ганна Северинец в Минск, вытащит теплое бчб из-под всего белья — и Министерство образования от позора встанет и молча пойдет на выход. Всем составом.Или — как в кино. Вывалят безымянные толпы на улицы — и все кабинеты чиновников враз опустеют. Сами. Тогда ковальковы залезут в свои фейсбуки и начнут назначать новых. Из числа подписанных френдов — ну а из кого же еще?И даже как в комиксах, когда — вот первый кадр, а за ним сразу последний. Мы, мол, с Васем скажем дружное «не-е» — и милиция сложит щиты. Как не сложит? Обязательно сложит. На Украине же сложила — и у нас сложит. Вот только мы с Настой волшебное слово подберем — и сложит-сложит. Нарисовали ведь.
Я не удивлен, что Федута и Костусев, хоть что-то понимающие в государственном устройстве, озверели от этого фейсбучного прекраснодушия настолько, что полезли в заговор. Просто хоть что-то же надо делать, если желаешь результата.
Поединок, которого не было
И вот самонадеянный дилетантизм всею толпою выходит в ринг против чемпиона. И сразу лишается своих «бойцов». Нету их больше, некому биться. Первый шанс закончить бой без большого позора.Однако нет — куча ихних баб решает, что они теперь «заместо». Визжат, плюются, царапаются. Разбегаются — и со всей дури лупят промеж ног. Их ведь так учили: есть один удар, которым бой заканчивается. Прием, конечно, нечестный, но разбираться-то будут потом.
И — отбивают ногу, потому что там — сталь. После чего две не то что с ринга — из страны сбегают, бросая массажистку. Это был второй шанс закончить — с позором, но без последствий.
Однако признать, что проиграли, — выше сил невероятных. Это ж надо спуститься с пьедестала и признать, что они — не самые умные. Самонадеянные. Не готовые. Неумехи.Вернется ли девушка, уехавшая покорять столицу, обратно в Старые Дороги? Да никогда! Позор ведь на всю… лучше с пониженной социальной ответственностью в далеком городе, чем обратно на глаза подруг и знакомых.
Точно так же и невероятные: проиграв поединок вчистую, они перенесли выяснение отношений на улицу. Как будто гуляньями синих коз или маршами по дворам можно хоть где-нибудь завоевать власть.
Цель давно забыта. Даже если она вообще у кого-то была. Осталось только желание любой ценой не вернуться в Старые Дороги. Любой. И вот тут надо напомнить: дилетант бывает опасен. Особенно когда пошел вразнос.
Выловлено в соцсетях
Не стоит закрывать глаза и полагать, что дилетант безобиден.Вот он пройдет по кораблю — и в простоте душевной, исключительно чтобы нагадить, открутит какой-нибудь вентиль. И гордый собой пойдет дальше.
А это окажется кингстон. Крушения не будет: заметят, исправят, починят. Но сил и времени будет потрачено. Сил и времени — работящих, понимающих, ответственных. Дилетант же к тому времени и забудет, небось, о своем «подвиге». Как и о том, что тонуть пришлось бы вместе.
Возьмем санкции: их все и всегда переживали. Переживем и мы, еще сильнее станем. Потратив, разумеется, время и силы. Но дилетанты (особенно из числа оскотинившейся части диаспоры) страшно горды собою: мы — моща. Мы оказываем давление. Нас боятся — вот и пусть слушают, что мы им в соцсетях понапишем-то.В результате — некоторое замедление родной (когда-то) страны. Адреналинчик и повод накатить в своем калечно-интеллектуальном кругу. Плюс испорченная навеки карма.
Обезьяна с гранатой — так нужно относиться к любому дилетанту. На всякий случай.
Феминизм
Почему среди протестунов так процентно много протестуний? Феминизм, знаете ли. Он ведь о чем? Что ты такая же, как и мужики, только еще равнее. Поэтому все, чему они учатся, набивая шишки, ты сможешь просто по праву пола: и тепловозом управлять, и государство вести.Кстати, когда вот такие рогатки-шаренды садятся за руль, мат стоит по всей автостраде, мужики знают. Они, которые за равно-их-правие, — они ж даже учиться рулить не будут.
Они поедут так, как они думают, что по правилам. А че такого? А что я нарушила? Ну, немного нарушила, и че? Да, чуть не по правилам, но мне же надо. Эти ваши правила — дурацкие, почему я должна все соблюдать? И не кричите на меня, яжемать.Простая вроде бы мысль: ты машину научись водить, как следует, тогда берись рассуждать о местном самоуправлении. Не говоря об уровнях города, области — это ж вообще другие категории. Но в системе рассуждений «равноправие — это когда мне все должны дать, чего захочу» мысль не работает.
Хоть Шпарагу берите, хоть Мацкевича — в голове остается только феминизм. Только борьба, все остальное из головы вытеснено.
Интеллигенция — правда мозг?
На «пратэстныя массы» внимательно смотрят (по невероятным фото в том числе) правоохранители. Мы же давайте посмотрим на «активистов фейсбука» — пишущих. А кто у нас пишет лучше, чем «детские писатели»?Это, кстати, тоже одна из современных хитрых уловок: писатель — он либо есть, либо нет. Чуковский или Маршак — таланты, имена, а уж затем детские стишки. Но балыкам или там юртаевым хитрее прятаться именно под крышей «детского писателя» — доверия больше, ответственности меньше.
Большая часть такой вот «интеллигенции» на выборы не ходила никогда. Брезговала. Милинкевич был для них мягковат, Санников — невнятен, Козулин — пугал… впрочем, только они эти имена и помнят. Не баловала, в общем, выборы своим посещением «илита».
И вдруг в 2020 году ей предложили: толстый Карлсон! Он смешной и загадочный! На гомельского блогера-гопника «илита» смотрела с понятным презрением. Яйцеголовый ренегат был ей непонятен, а тут: «День и ночь ждем мы Карлсона/Прилетай к нам, пожалуйста».
Не могу не процитировать: «Маша с Витей сошлись на идее: коль старый режим не мешает возвращению на родину художников парижской школы, концертам классической музыки и смелым театральным постановкам, то существует большой шанс, что он, уставший, тихо отползет в сторону на выборах 2020 года». И толстый Карлсон просто так залетит к ребятам в окно!..
Это ведь даже не самонадеянный дилетантизм, это уже что-то медицинское.
Парадокс вот в чем: кого из них ни спроси, все за независимость и суверенность Беларуси. Но голосовать они рванули за наемного менеджера российского олигархата, единственная вменяемая мысль которого была: продать на корню все, что экономически эффективно. Все, с потрохами.О том, что именно белорусские дети пострадают в результате чуть ли не больше всех (дети — позиция социальная, экономически неэффективная изначально), мысли даже не возникало. Такие вот… «детские писатели».
А уж на кого потом Карлсона заменили — им и вовсе было до сиреневой звезды. Вдумайтесь: одни и те же люди сначала политику отторгали. Затем внезапно хором уперлись в сказочного персонажа. А когда он улетел, ничего даже не пообещав, — все дружно стали подпирать жену блогера. Хотя эти персонажи даже знакомы друг с дружкой не были, вот еще.
С головой-то у дилетантов — как, все в порядке, что думаете?
Видимо, Ленин про «интеллигенцию» говорил правильно. И правильно Горький с ним согласился.
Невероятные посулы
Больше всех в интернете пишет пара Ж/П — Жвалевский и Пастернак. Много издавались в России, тиранической еще хуже нашего стране. Выучили детей здесь — и неплохо так выучили. Да и сами — то бальные танцы, то городские активисты, то семинары, автографы, новые книжки… тяжела жизнь писателя в Беларуси. Беспросветна.Оне с лета 2020-го стали делать регулярный дайджест экстремистских интернет-каналов. Год прошел — самим сказать, как и прежде, нечего, перепечатывать уже некого, приходится опускаться до совсем уж… «оналитиков» … однако — ежики плакали, но продолжали жрать кактус.
Оне называют жену блогера исключительно Светлана Георгиевна. Такое вот «уничижение паче гордыни». Оне заявляют: «Мой президент». Еще шаг — и будет «мой фюрер». Прав был Владимир Ильич, еще как прав.
А для тех, кто все еще им верит, оне нет-нет да и напишут укрепляющее. Почитаем вместе.
«Мирные протесты всегда занимают много времени» — сам Жвалевский, говорят, спорил, что все закончится к Новому году… к Первому мая… к лету… Теперь в среде «интеллигенции» вроде бы модно говорить: «Еще через год».
Полагаю, «еще через год» вот-вот станет мантрой, как «лешана абаа бирушалаим». По жизни. Чтобы внукам передать.«Альтернатива мирному протесту — силовое противостояние, это всегда жертвы». Сотни отморозков, прущих на десяток омоновцев, что зафиксировали видеокамеры по всем городам страны 9—11 августа 2020 года, Ж/П как и не видели. В их реальности ничего этого не было. Был тот самый «мирны пратэст», после которого вся «старая Беларусь» должна была просто уйти. Раствориться в нетях.
«За «ни к чему не привели» буду лично оскорблять» — а что еще остается? Если уж к чему все «пратэсты» действительно и привели, так это к тотальной очистке страны от протестунов. Востребованной ну вот просто всем обществом. С большего — это и все.
А им все мнятся «беспрецедентные санкции» — как тому бездумному парусу на ветру. Такому мяте-ежному…
Люди и судьбы
Одни дилетанты сбежали, другие — самонадеянно остались. Есть с чем сравнить нынешних белорусских беглых: практически точно так же сто лет назад российская «илита» бежала от «хамской власти».Белая гвардия, утекшая за границу, — она чего добилась? Потомки Романовых, Рюриковичи и Гедиминовичи по крови — работали таксистами, лабали в кабаках, в цирк выступать пошли. Хотя родословными своими превосходили средних-то европейцев на голову.
Творчество — берем яркий пример: Алексей Толстой и Иван Бунин. Кто сколько и чего написал, начиная года этак с
1920-го? Это одно. А другое: Толстой обеспечил своих наследников так, что внуки-правнуки могли не работать. А Бунин еле двух женщин содержал, о каком уж тут наследстве говорить.
Интеллектуальный труд: помните «эмигрантский пароход»? На нем ведь уплыла «вся российская элита», так? Ну и куда потом делась? Дома они были мыслителями, философами, властителями дум — а там?
Как итог: невозможно назвать никого из белой гвардии, кто бы добился хоть сколько-нибудь значимого положения в европейском или американском истеблишменте. Вывод прост и единственен: потому как они Западу нужны были лишь как борцуны со своей бывшей родиной. И ни в каком другом качестве: закончил быть «супрациў» — адье, оревуар, в цирк.
Так-то, пусть меня нынешние извинят, — гвардия. Белая, не белоцепкальная.
Если за сто лет что-то на Западе изменилось, так это повысилась трудность попадания в элиты. Из чего следует, что все нынешние лохушки-вячорки, рогатки-мотольки и прочая шушера для европейцев и американцев — расходный материал, не более того. Тем паче что они же им еще и платят.А про кухарок и блогерских жен вообще нечего и говорить: только политики очень средней руки, которые обязаны быть небрезгливыми, и могут с ними поддерживать отношения. Остальным репутация и карма дороже.
* * *
Только не надо путать единение, прощение, готовность сосуществовать — с отсутствием презрения. Старые Дороги помнят всех своих дилетантов, самонадеянных, облажавшихся, скатившихся, напакостивших… помнят.
Хоть в лицо им это не каждый и скажет.
Рисунки Олега КАРПОВИЧА