Огородников: в промышленности реализуется много инвестиционных программ с перспективой на следующую пятилетку

Развитие с минимальными рисками

Индустриальный сектор является скелетом любой экономики. В том числе и с сервисным уклоном. Именно промышленность формирует напрямую или опосредованно спрос на большинство услуг: финансовых, логистических, страховых, транспортных, деловых, а также информационных. Цифровые сервисы и решения так или иначе цепляются к товарам, обеспечивая их разработку, производство, продажу, обслуживание… В этой пятилетке в значительной степени белорусская экономика развивалась за счет промышленного сектора. О его достижениях и перспективах поговорили с первым заместителем министра промышленности Александром Огородниковым. 

В рамках прогноза

— Программой социально-экономического развития на 2021—2025 годы установлены темпы роста промышленного производства 124,6 процента и экспорта — 136,3 процента. За первые три года пятилетки по системе Министерства промышленности рост производства уже превысил заданные ориентиры и сложился на уровне 139,8 процента по объемам производства и 168,1 процента по экспорту. 

Александр Огородников.
По итогам 2024 года ожидается, что объемы производства промышленной продукции в фактических ценах вырастут на 11 процентов к 2023 году. Рентабельность продаж в промышленности по государственным организациям и акционерным обществам с долей государства более 50 процентов составит в этом году 8,2 процента. Темп роста инвестиций в основной капитал будет находиться на уровне задания — 124,1 процента. 

Сейчас система Министерства промышленности приступает к разработке стратегии развития на следующую пятилетку. Задача сложная и ответственная, так как продолжают происходить серьезные структурные изменения. Это связано как с перераспределением продукции между имеющимися и новыми рынками сбыта, так и с большим количеством реализуемых инвестиционных программ. В том числе в рамках совместных проектов, согласованных с Министерством промышленности и торговли России. Сейчас прорабатывается дополнительный перечень программ с российской стороной. Уже сегодня очевидно: в следующей пятилетке акцент будет сделан на расширении и углублении белорусского присутствия на наших традиционных рынках. А также — использовании потенциала стран дальней дуги, в котором просматриваются точки роста. География самая широкая: это партнеры в Латинской и Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. В каждом регионе у нас есть опорные государства и организации, которые станут точкой притяжения для потребителей нашей продукции. Ключевыми экспортными позициями однозначно будет продукция сельскохозяйственного машиностроения, автомобилестроения — тех отраслей, в которых у белорусских производителей присутствуют самые широкие и конкурентоспособные компетенции, благодаря которым мы можем формировать комплексные и интересные предложения для наших партнеров. 

Фото БЕЛТА

Безопасное замещение 

— Импортозамещению уделяли значительное внимание в системе Министерства промышленности практически на протяжении всей новейшей истории Беларуси. В разные периоды развитие собственных узлов и комплектующих преследовало различные приоритетные цели: загрузка собственных производственных мощностей и создание рабочих мест, экономия валютных средств, привлечение инвестиций и высоких технологий. Причем наши флагманы не увлекались размещением заказов на производство комплектующих за пределами республики. В результате уже к концу 2010-х все крупные узлы и блоки, комплектующие и ключевые материалы выпускались отечественными предприятиями. Высокая локализация и полный цикл производства позволили нашим флагманским предприятиям относительно уверенно пройти как период пандемии, когда ряд стран-поставщиков комплектующих уходили в локдаун и прекращали отгрузки, так и адаптироваться в условиях санкционного давления. Проделанная ранее большая работа уже исключает крупные проекты по импортозамещению, когда экономический эффект измеряется десятками миллионов долларов в годовом выражении: они уже реализованы. Сейчас уходим в более тонкие материи. Исходя из обстановки на внешнем контуре трансформировались цели и задачи: приоритетом сейчас является не столько финансово-экономическая эффективность, сколько обеспечение технологической безопасности. 

Опыт ковида продемонстрировал, что отсутствие какой-нибудь не очень дорогой импортной детали или материала может остановить работу крупного завода. Причем стоимость комплектующих может занимать ничтожную долю в себестоимости готового изделия, и его цена не влияет на конкурентоспособность конечной продукции. 

Например, подшипники. Это критически важная комплектующая для производства любой техники. Достаточно много производителей были сконцентрированы в Юго-Восточной Азии. И когда в начале 2020-х закрылись границы и многие предприятия в этом регионе остановились из-за карантина, немало европейских машиностроительных компаний останавливались в том числе из-за отсутствия подшипников. К счастью, у нас сохранились профильные мощности. Минский подшипниковый завод смог в короткий период нарастить объемы производства, обеспечить внутренний рынок, усилить свои экспортные позиции. И к потребителям пришло понимание: лучше приобретать качественный отечественный подшипник, возможно, чуть более дороже, чем произведенный в Юго-Восточной Азии. И с точки зрения ходимости (срока эксплуатации), и обеспечения своевременности поставок. 

Сейчас и на уровне предприятий, и на уровне системы Министерства промышленности внедряем и совершенствуем систему риск-менеджмента. Так называемая новая экономическая реальность отличается непредсказуемостью и неопределенностью. Поэтому стараемся смоделировать возможные негативные события и превентивно выработать алгоритмы реакции на них. Исходя из этого и реализуются программы по импортозамещению. В первую очередь стараемся организовать выпуск тех комплектующих, производство которых в значительной степени контролируется компаниями из недружественных стран и доступ к которым может быть значительно ограничен. 

Стимул для кооперации

— Своеобразная атмосфера, сложившаяся на внешнем контуре, стимулировала углубление кооперации между белорусскими компаниями. Наши машиностроительные флагманы реализуют ряд проектов с ОАО «Интеграл» — управляющая компания холдинга «Интеграл». Он всегда занимался разработкой и производством автомобильной электроники. Но не будем лукавить: до определенного момента многие предпочитали электронные блоки приобретать у иностранных (чаще всего — западных) производителей. И для этого был резон: иностранные поставщики являлись лидерами, обеспечивали широкий спектр готовых и проверенных решений, сервис и сопровождение своей продукции, в целом были надежными партнерами. Отечественные же разработки требовали еще соответствующей обкатки, сертификации и ряда других мероприятий, предшествующих поставкам на конвейер. Но сейчас конфигурация мировой экономики кардинально изменилась. И значительно повысилась привлекательность отечественных разработок. Пускай даже они требуют некоторых дополнительных усилий со стороны потребителей по доводке изделий совместно с поставщиками. Но они снижают зависимость от рисков, связанных с зарубежными поставками. И сегодня это значительное преимущество. 

Сейчас подходим к трансформации культуры проектирования. Пока на уровне предприятий проводятся мероприятия по максимальной унификации конструкций, чтобы без потери ее функционала, надежности и конкурентоспособности максимально использовать стандартизированные комплектующие, чтобы увеличить их серийность и снижать издержки на производство единицы. Планируем в этом вопросе перейти к межотраслевой унификации. Хотя этот процесс не очень простой, требует тесного взаимодействия конструкторских подразделений ведущих предприятий. Но мы идем к этому. Мы выпускаем широкий спектр техники, и, уверен, при соответствующей координации можно значительно снизить номенклатуру комплектующих. Особенно импортных. Соответственно, увеличится емкость внутреннего рынка, и это сделает более привлекательными инвестиции в организацию импортозамещающих производств. 

Сервисное преимущество

— Будем откровенны: почему-то в нашем менталитете укоренилось представление, что импортное всегда лучше отечественного. Стараемся этот стереотип развернуть в обратную сторону. Конечно, не существует абсолютной конкурентоспособности: одни производители предлагают дешевую технику, но не самую функциональную и надежную, у других марок — прекрасные характеристики, шикарный комфорт, но цена — как у космического корабля. А сейчас еще остро стоит и вопрос сервиса. Справедливо также утверждение: для производства качественной ­отечественной техники необходимы усилия не только производителей, но и потребителей, которые давали бы обратную связь, предоставляли информацию для совершенствования. Приведу пример в сфере сельскохозяйственного машиностроения. В 1990-х — 2000-х мы существенно расширяли продуктовую линейку, чтобы гарантировать для аграрной отрасли полноценный шлейф сельскохозяйственных машин. Через уговоры, дополнительное стимулирования, иной раз — административный ресурс аграриев ориентировали на белорусскую технику. И сегодня она технически полностью отработана. В больших объемах поставляется на экспорт, выигрывая конкуренцию у крупных международных корпораций. 

Очевидно, необходимо окончательно созреть и по другим направлениям: пока не будем ориентироваться на свое, набивать шишки, накапливать компетенции, но конечной целью ставить технологическую независимость, по некоторым векторам будет достаточно проблематично быстро замещать импорт. В том же станкостроении. Шок от начального этапа санкций в 2022 году прошел. И немало потребителей снова начинают ориентироваться на иностранное оборудование. Но сегодня принципиальным вопросом является надежность обеспечения сервиса и поставки запасных частей. У белорусских производителей тоже есть импортные комплектующие: достигнуть полной локализации невозможно. Но отечественный поставщик гарантирует сервис своей продукции. И у него имеются компетенции и в части обеспечения поставок необходимых запчастей, и инженерно-конструкторские возможности по замещению импортных узлов и агрегатов одного поставщика другим. Эти возможности заложены уже в конструкции. А способны ли такой долгосрочный сервис обеспечить импортеры? Если смотреть в разрезе 5—10—15 лет?! 

Мне кажется, этому моменту потребители еще не всегда уделяют должное внимание. Когда мы участвуем в тендерах на поставку техники, особенно автомобильной и для коммунальных нужд, потребители все чаще оценивают стоимость полного жизненного цикла продукции. Если срок эксплуатации десять лет, то поставщик должен обеспечить в этот период работоспособность, скажем, транспортного средства с четко прописанным коэффициентом выхода на линию. По стоимости полного цикла владения и оцениваются предложения. Так сегодня устроена современная экономика: потребители стараются приобрести не продукцию, а результат ее эксплуатации. Муниципальным службам нужен не автобус, а комфортная, надежная и безопасная перевозка пассажиров. Фермеру нужно вспаханное поле, а не трактор как таковой. Подобной философией сегодня руководствуются многие компании. И, как мне видится, если с такой позиции будем подходить к нашим поставщикам, то повысится исходя из объективных факторов ориентация на белорусских производителей высокотехнологичной продукции. И тренд постепенно в этом направлении разворачивается. Поэтому у отечественной промышленности впереди еще много амбициозных целей и задач. 



volchkov@sb.by

Фото из архива «СБ»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter