Во время командировки в Бешенковичский район услышала от сельчан нарекания на газовщиков — придираются, мол, из-за ерунды. Отказались возить газ в баллонах тем, у кого плиты выработали срок более 20 лет. Вот теперь приходится в срочном порядке изыскивать средства для покупки нового оборудования. Пенсии небольшие, а плиты дорогие…
Этой же проблемой заинтересовался и житель Новолукомля Владимир Сазонов, который прислал в редакцию письмо. Владимир Архипович возмущен нашей всеобщей «бесхозяйственностью». И вопрошает: куда попадает плита после списания? Сам себе отвечает: на свалку. А это и закаленное стекло, и металл, и прочие материалы, которые можно было бы использовать. Но никто якобы об этом не думает сегодня. Проще выбросить. И почему, даже если оборудование находится в очень хорошем состоянии, его выбраковывают только исходя из даты изготовления? Есть вопросы к распределяющим трубкам и запорным клапанам? Опрессуйте и замените их. В стране же имеется собственный завод, так пусть небольшими партиями, по конфигурации плит и заявкам газовых служб, выпустит нужную запчасть. И можно будет продлить срок действия плиты лет на пять, вместо того чтобы везти добро на свалку. Зачем, мол, «стулья ломать», если есть очень простое решение проблемы? Новолукомчанин сообщает: он обращался со своей идеей к сенатору, но пока все идет по-старому.
Честно говоря, сама недавно избавлялась от старой газовой плиты. Нашла в интернете множество объявлений — частные и государственные фирмы готовы приехать и бесплатно забрать прямо из квартиры бытовую технику. А если ты сам отвезешь ее к месту сбора вторсырья, еще и денежку получишь. Так что на свалку «добро» выкидывают только нерадивые хозяева. Это что касается вопроса первого.
Переходим ко второму: любая инициатива, направленная на экономию средств, всегда похвальна. Но безопасность превыше всего. Эти понятия никак не должны конфликтовать между собой. Чтобы выяснить, насколько дельное предложение высказал новолукомчанин по вопросу продления срока службы газового оборудования, я обратилась к специалистам «Витебскоблгаза». Оказалось, Владимир Архипович пишет петиции и обращается к сенатору, не изучив детально вопрос. Первый заместитель генерального директора — главный инженер предприятия Александр Озерец был немало удивлен: вот уже более двух лет в стране действует специальное положение, в соответствии с которым можно трижды (в общей сложности на 10 лет!) продлить срок службы оборудования. Да, производитель сам в техпаспорте устанавливает временные границы эксплуатации. Обычно это в среднем 13—15 лет. Но, согласитесь, исправность и безопасность плиты во многом зависят от того, кто именно ее эксплуатирует. Есть хозяйки, которые могут «добить» плиту в два раза быстрее, чем положено. А у других и в 30-летнем возрасте она как новенькая. Вот почему после окончания официального срока службы гражданам выдают предписание на проведение диагностики оборудования или его замену. Конечно, диагностика не бесплатна — сегодня она стоит чуть больше 18 рублей. Зато в случае обнаружения проблем их исправят. Если, конечно, завод-изготовитель еще выпускает нужные детали. А если плита в порядке, вы получите добро на ее использование еще на 4 года.
Так что проблема, поднятая Владимиром Сазоновым, далеко не проблема. Тем более что и жителям села, в том числе пенсионерам, сегодня заменить газовую плиту вполне под силу. В облгазе объяснили: потребители могут обратиться к ним с просьбой привезти и установить нужную модель. На предприятии есть свой магазин, цены в котором ненамного отличаются от заводских. Плюс ко всему здесь готовы предоставить и длительную рассрочку платежа.
Что ж, в ситуации разобрались. Но нам в свою очередь очень хотелось бы, чтобы читатели избегали скороспелых выводов. И прежде чем поднимать проблему «республиканского масштаба», проверили самостоятельно: а существует ли она вообще?
a_veresk@mail.ru
Есть ли проблема: почему написать в редакцию проще, чем узнать самому
Раз на газ не приходится
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.