Раввин Григорий АБРАМОВИЧ: Молоко матери и Тора Всевышнего.

Как и когда евреи празднуют Шавуот?

Как и когда евреи празднуют Шавуот?

В этом году праздник, который переводится как Недели, — это связано с отсчетом 7 недель, прошедших с праздника Песах (Пасхи), — начинается поздно вечером 26 мая, а по еврейскому календарю 6 Сивана. В каждой из общин праздник воспринимается по-своему. В одной общине Шавуот — это день принятия еврейским народом Торы. В другой общине это день, когда мы говорим о плодах Израиля, о первых плодах, приносимых когда-то в Иерусалимский Храм. В третьей общине это чтения во время службы 10 заповедей и Свитка Рут, того самого текста, в котором моавитянка Рут выступает примером принятия заповедей Всевышнего и соединения с народом Израиля. Впрочем, все вышеперечисленное может происходить в одной общине одновременно.

Во время праздника еврейская семья или вся община сядет за стол, и все обратят внимание на то, что на столе только молочное. Почему? Само упоминание молочной трапезы на Шавуот мы находим у рава Моше Иссерлеса, написавшего об этом в XVI веке в комментариях к книге “Шульхан Арух” (раздел Орах хаим, 494:3). Три века спустя наш с вами соотечественник из Беларуси рав Исраэль Меир а-Коен учил, что с получением Торы евреи приняли и обязательство соблюдать законы кошерного убоя и приготовления мяса. После дарования Торы, поняв, что все мясное не кошерно, до момента правильного приготовления мясной пищи они могли есть только молочные продукты. Согласно его комментариям в книге “Мишна брура” (494:12), по причине этого евреи вкушают молочную трапезу на праздник Шавуот. Роль молочной пищи усиливается и тем, что и Израиль назван в Библии как “страна, текущая молоком и медом”.

Если праздник Шавуот отмечается несколько тысячелетий, то традиция вкушать молочное укоренилась в народе относительно недавно, веков 5—6 тому назад. Кстати, в современных обычаях на Шавуот вкушают и творожный торт, и даже мороженое — излюбленное лакомство на Шавуот в Минске, в Центре прогрессивного иудаизма “Бейт Симха”.

Сегодня врачи и диетологи не всегда сходятся во мнении о пользе молока и молочной пищи. Одни утверждают, что употребление молочных продуктов необходимо каждому человеку, вторые убеждены, что молочные продукты помимо позитивного могут оказать и негативное влияние на здоровье. Так же и с Торой. Одни евреи верят, что ежедневные уроки Торы необходимы для иудея. Другие говорят о том, что ряд современных знаний, изучение науки и искусства пригодятся евреям не меньше, чем уроки Торы каждый день.

Молоко и Тора — у них есть много общего. Когда Тора три раза говорит о запрете “Не вари козленка в молоке матери его”, мы должны воспринимать это не только как инструкцию по разделению молочного и мясного во время приготовления и потребления блюд. Тора намекает на то, что молоко матери козленка создано для того, чтобы давать жизнь, и не должно применяться ни для чего другого. Так же и Тора — мы впитываем частички ее учения чуть ли не с молоком матери. Во время кормления мама общается с ребенком, учит, наставляет, подбадривает.

Гематрия (числовое значение) слова “халав” (на иврите — молоко) — сорок. Столько же дней провел Моисей на горе Синай, принимая от Всевышнего Тору. Моисею в течение этих сорока дней были нужны не столько еда и питье, сколько мудрость и наставления Бога, положенные в Библии. Ребенку в первые дни его жизни при всем выборе продуктов нужно молоко матери. Может быть и поэтому Шавуот — это праздник молочной кухни, так как и через молоко матери, и через уроки Торы мы впитываем нечто важное и непреходящее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter