Путей совершенствования системы школьного образования много. Поэтому в педагогическом сообществе нет, да и, наверное, не может быть единого мнения относительно того, какой из них наиболее эффективен. Наличие различных точек зрения рождает множество дискуссий (иногда даже очень бурных) вокруг этой темы в обществе.
Опыт лучших систем школьного образования показывает: сильнее всего способствует улучшению результатов учебы повышение качества преподавания. В деле же повышения уровня педагогических кадров решающее значение имеет концентрация внимания на нескольких важных принципах. К преподавательской деятельности нужно привлекать талантливых, склонных к такой работе и желающих быть педагогами людей. Для студентов необходимо организовать не только качественную систему обучения, но и продуманную педпрактику с возможностью учиться у лучших педагогов–новаторов непосредственно в школе. А в учебных заведениях важно обеспечить адресную поддержку каждому учащемуся. Только так можно достичь высоких результатов в целом.
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. При этом под термином «качество учителя» понимается и профессионализм, и желание выполнять такую важную функцию, как воспитание, и многое другое. Невозможно дать другим то, чего у тебя нет: ученикам проблематично окончить школу на должном уровне, если их учителя не обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками. Кроме того, сегодня основной задачей образования становится не накопление знаний, а развитие аналитических способностей у школьников и умение анализировать и обобщать информацию. Чтобы педагог мог дать это, он должен меняться сам, как и его профессиональная компетентность и навыки, условия работы и жизни. Иначе все планируемые преобразования и новации будут обречены. И как подчеркнул Президент на одной из встреч с педагогической общественностью страны, современный учитель не может отставать от учеников: «Ему необходимо стать авторитетным и знающим старшим товарищем. В то же время в его багаже должны быть основополагающие знания и ценности, наработанные многими поколениями предшественников».
Умение привлечь к профессии учителя подходящие кадры — решающее условие повышения качества обучения. Это не раз доказывали наиболее эффективно работающие системы образования, которые как раз и отличаются стабильностью привлечения качественных кадров. А все благодаря специальным системам отбора поступающих на программы подготовки учителей, что приводит к повышению статуса профессии. Так, в Южной Корее в учителя набирают из 5% лучших выпускников школ, в Финляндии — из 10%, в Сингапуре — из 30%, а в США созданы специальные программы для привлечения в педагоги лучших выпускников престижных вузов. В начале 2000–х среди наиболее популярных стратегий реформ школьного образования были такие инициативы, как представление школам большей автономии и сокращение численности учеников в классах. Анализ эффективности подобных мер (в том числе и по опыту внедрения в нашей стране) показал, что они не дали ожидаемых результатов. За последнее время почти все государства Европейского союза и многие из Азиатского региона значительно увеличили затраты на образование, сосредоточив усилия на структурных изменениях. Но при этом лишь немногие добились существенного повышения качества обучения: зачастую оно либо оставалось на прежнем уровне, либо и вовсе снижалось. Исследования в некоторых штатах и городах США, а также в Сингапуре и Южной Корее продемонстрировали: если двоим семи–восьмилетним ученикам средних способностей дать очень разных учителей (одного — высокой квалификации, а другого — низкой), то результаты их обучения разойдутся за 3 года более чем на 50%. Факт: учащиеся в классах высококвалифицированных педагогов прогрессировали втрое быстрее. Кроме того, кадровые решения в сфере образования имеют весьма серьезные последствия, ведь зачастую именно мнение, слово учителя играет решающую роль в выборе ученика.
В деле отбора педагогов сегодня можно выделить два подхода. Первый, предпочтительный для стран с самыми эффективными системами образования, — подходящие для педагогической деятельности потенциальные кандидатуры выбираются еще до поступления в учебные заведения для обучения по соответствующим программам. Второй, наиболее распространенный в мире, — поступление абитуриентов на педагогические факультеты и специальности регулируется только условиями конкурса. Важно отметить, что у нас в стране все больше упор делается в пользу первой модели. Здесь и большая профориентационная работа, и создание специализированных профильных педагогических классов.
Но чтобы усовершенствовать школьную систему, необходимо найти еще и способы изменить психологию происходящего на уроках. Применительно к учителю это означает, что он должен быть мотивирован работать лучше, четко осознавать имеющиеся в его работе недостатки, стремиться к овладению новыми методиками и передовым опытом, учитывая индивидуальные способности учеников. Качественное обучение — это и разработка учебных программ, и наличие соответствующих эффективных методов обучения, и создание учебников, учебных пособий, дополнительных материалов, и, безусловно, все это должно быть в руках методически грамотного профессионала–учителя. Для достижения необходимых целей в том числе нужен институт наставничества для поддержки молодых педагогов. Идея эта, к слову, получает в нашей стране все большее распространение. Еще один важный момент — управление школой, качество которого по своему воздействию на уровень образования учащихся уступает лишь качеству преподавания в классе. Очевидно, что школа становится малоэффективной, если ею руководит не совсем компетентный, безынициативный и немотивированный директор, который к тому же не может или не хочет создать сильный коллектив единомышленников.
К сожалению, взгляды на то, как улучшить школьную систему образования, нередко основываются на представлениях, которые малодейственны в реальности. Например, что существенное долгосрочное улучшение системы возможно без значительного повышения профессионального уровня учителей. Или что статус учительской профессии не оказывает весомого значения на качество обучения, что для привлечения к ней более качественных кадров в обязательном порядке необходимо значительное повышение зарплат и что невозможно, по крайней мере, в ближайшем будущем сделать работу педагога привлекательной для большого числа наиболее квалифицированных и одаренных людей. При этом во всех передовых системах школьного образования присутствуют следующие определяющие стратегии: применение эффективных механизмов отбора кандидатов для обучения профессии учителя, назначение учителям базовой (начальной) заработной платы, сопоставимой с доходами в других отраслях, и проведение активной политики по созданию положительного общественного имиджа профессии педагога.
Конечно, один из существенных факторов, позволяющих привлекать к профессии учителя подходящие кадры, — стартовая зарплата молодых специалистов и система дополнительных бонусов, в том числе большой отпуск, социальные гарантии и прочее. Анализ других систем показывает, что если начальная зарплата в школьной системе соответствует среднему уровню зарплат, которые предлагаются выпускникам вузов в других сферах деятельности в регионе, то абитуриенты охотно поступают на педагогические специальности. В странах с наиболее успешно развивающимися системами образования пришли к выводу: важно довести начальную зарплату учителя до уровня начальных зарплат выпускников вузов в других областях, но ее повышение за пределы среднего рыночного уровня не приводит к дальнейшему росту качества и/или количества соискателей на должность учителя. Так, в Великобритании, где зарплата учителя была чуть ниже средней для выпускников высших учебных заведений, ее небольшое повышение (на 10%) привело к существенному притоку соискателей (на 30%). В то время как в Швейцарии, где зарплата была уже изначально очень высокой (116% от ВВП на душу населения), дальнейшее повышение дало малый эффект. Перераспределение зарплаты в пользу начального этапа может оказаться оправданным шагом по нескольким причинам. Во–первых, для принятия решения стать учителем начальная зарплата важнее, чем перспективы ее дальнейшего роста. Во–вторых, решение учителей продолжить работу, как правило, слабо связано с увеличением зарплаты, что подтвердили и результаты социологического исследования, проведенного в этом году сотрудниками Академии последипломного образования среди педагогических кадров. На вопрос о наиболее привлекательных сторонах профессии учителя были получены следующие ответы: интеллектуальный характер профессии — 84,6%, возможность работать в творческой среде — 83,7%, возможность передавать свои знания, умения, навыки молодому поколению — 80%, возможность достичь социального признания — 68,4%, значимость профессии в обществе — 65,8%.
Общую задачу системы школьного образования сегодня можно кратко определить следующим образом: важно, чтобы учитель, входя в класс, был обеспечен необходимыми учебными материалами, обладал соответствующими знаниями, профессионализмом, а также стремлением и желанием каждый день повышать уровень образования и воспитания каждого ребенка. Можно иметь в своем распоряжении самые лучшие программы, великолепную инфраструктуру и лучшие принципы управления, но если не будет квалифицированных, профессионально компетентных учителей, все это будет бесполезным. И как верно подметил в одном из своих выступлений Президент, «нет важнее в обществе человека, чем учитель, без педагога не может быть нормального общества и государства».
Михаил ЖУРАВКОВ, министр образования.
Советская Белоруссия № 159 (25041). Пятница, 19 августа 2016