![](/upload/iblock/b01/ptotn4k7xitlke86awt7srpghga46mpk.jpg)
Жилье: программное опережение
По итогам работы за девять месяцев в эксплуатацию введено 2,6 млн кв. м жилья, в том числе с господдержкой — 690 тысяч кв. м. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного в эксплуатацию жилья составила 50,1 процента.При этом показатель по обеспеченности населения жильем по итогам 2022 года — 29,4 кв. м на человека, что превышает установленный в Программе социально-экономического развития на 2021 — 2025 годы (к 2025 году запланировано 28,5 кв. м).Анатолий Сивак отметил:
— С учетом роста затрат на капитальный ремонт жилищного фонда, наличия большого количества жилья, не обеспеченного инженерной инфраструктурой, особенно в сельской местности, в рамках разрабатываемой в настоящее время Концепции государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года планируется основной акцент делать на застройке, реновации и реконструкции существующих жилых территорий. Особое внимание будет уделено ветхому и непригодному для проживания жилью.
![](/upload/iblock/452/p2liird3qr6k5zrtvwxfa4iytu5i3pvy.jpg)
Для удобства будущих новоселов
С учетом требований Главы государства возведение индивидуальных жилых домов будет осуществляться преимущественно в районах существующей застройки на пустующих земельных участках, ранее предоставленных для этих целей, сообщил вице-премьер:— Для создания условий для покупки физическими лицами готового индивидуального жилья вместо самостоятельного строительства, а также большего задействования мощностей строительных организаций Правительством совместно с заинтересованными прорабатывается вопрос создания упрощенного порядка возведения строительными организациями жилых домов с последующей их реализацией населению.
В свою очередь, уход от необходимости соблюдения ряда строительных норм и требований к организации строительства, но без ухудшения параметров застройки позволит сократить затраты на строительство и сформировать приемлемую для граждан цену.
![](/upload/iblock/cc8/ijyop0plvgl8q73171s8b2iss01zbqj5.jpg)
Белорусское качество — без границ
Отвечая на вопрос депутата Жанны Чернявской о том, какие значимые объекты белорусские строители помогают сегодня строить россиянам и насколько они рентабельны, министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович сообщил:— У нас неплохая темповка по экспорту услуг — порядка 117 процентов, при этом в Российскую Федерацию темповка по экспорту услуг за прошедший период текущего года составила более 130 процентов.Мы часто встречаемся с российскими коллегами — и предложений действительно много. Совершенно разносторонних причем: начиная от жилищного строительства и заканчивая промышленными объектами. Поэтому у нас есть возможность сегодня выбирать объекты, исходя из планируемой рентабельности. Если прогнозная рентабельность по объекту для нашего белорусского подрядчика составляет меньше 80 процентов, то мы не выходим на такие контракты.
![](/upload/iblock/d30/iz0k6rlp27w0pk3r0fqj566anksdxitq.jpg)
Говоря о перечне объектов, возводимых сегодня на территории России, Руслан Пархамович сказал:
— Самым большим на сегодняшний день является объект строительства «Реконструкция Афипского нефтеперерабатывающего завода» в Краснодарском крае. Контракт рассчитан на несколько миллиардов российских рублей, уже пять организаций подписали договорные отношения, несколько из них уже работают. Но если говорить в целом про оказание экспорта услуг по выполнению подрядных работ за рубежом, то это десяток регионов.
Калужская, Нижегородская, Владимирская, Мурманская области заинтересованы в нашем присутствии. Мы строим жилье, причем достаточно приличное его количество, десятки объектов социальной инфраструктуры — школы, детские сады.
![](/upload/iblock/cc8/ijyop0plvgl8q73171s8b2iss01zbqj5.jpg)
Прогрессивный капремонт
Облисполкомами и Минским горисполкомом ежегодно наращиваются объемы капитального ремонта жилья, сообщил Анатолий Сивак:— В 2022 году капитально отремонтировано 3375 тысяч кв. м жилья, или 2,8 процента от обслуживаемой площади. Это самый высокий показатель за все время. В 2021 году было немногим менее, в 2020‑м — 3100 тысяч кв. м. Ожидается, что в 2023 году объемы капитального ремонта жилищного фонда превысят прошлогодние. Задание на нынешний год — 3630 тысяч кв. м.
![](/upload/iblock/7bb/a5qem4xl9ywfj2hekpy8wsygh9fee5ws.jpg)
Кроме того, для приведения в надлежащее состояние кровель многоквартирных домов и сокращения количества претензий граждан на залитие квартир в 2023‑м приняты меры по выделению на ремонт кровель необходимого финансирования на общую сумму 33,3 млн рублей для устранения всех выявленных в результате обследований неисправностей.
Анатолий Сивак привел еще один важный факт.
Сегодня в жилфонде страны практически нет лифтов, эксплуатируемых сверх нормативных сроков. В 2023 году в целом по республике предусмотрена замена 1116 лифтов в жилом фонде. И эта задача будет выполнена, подчеркнул вице-премьер.
![](/upload/iblock/2c3/w4ueui3wrpao9tcer6vdi5xnqk73p9f9.jpg)
Новый коридор
Новый транспортный коридор, который позволит сократить расстояние от Минска до портов Ленинградской области на 132 км, фактически создается в наши дни. Как пояснил Анатолий Сивак, в этот коридор входят дорога М-3 (сейчас работы развернуты от Логойска до Плещениц и проектируются дальше) и дорога Р-46 от Лепеля до Полоцка и дальше до границы с Российской Федерацией (работы ведутся на участке Лепель — Полоцк, где решается главная задача — это увеличение нагрузки на ось с 6 т до 11,5 т). Также в планах дороги М-1 от Минска к границе Российской Федерации, М-10 — выход на юг (обход Украины), в том числе соединение с транспортным коридором Север — Юг.![](/upload/iblock/a77/86cljswxqf5dhmtdoyc1keklppljogr1.jpg)
Вице-премьер также убежден:
— В железнодорожной сфере нам необходимо совместно с российской стороной восстановить и развить пропускные мощности 9‑го транспортного коридора (в Беларуси это маршрут Гомель — Витебск — Езерище) и провести его электрификацию.
![](/upload/iblock/533/0cbng1149mfwdmowq8j1li881jlxjtwm.jpg)
Вишовский эксперимент
В сентябре этого года по поручению Главы государства в агрогородке Вишов Белыничского района реализован проект по ремонту всей улично-дорожной сети этого населенного пункта с применением различных доступных технологий ремонта в условиях сложившейся застройки, напомнил также Анатолий Сивак:![](/upload/iblock/cad/nwislzmih1ujbukmtbyl1uzih35rbqfg.jpg)
![](/upload/iblock/13b/dbxgmuzu25gayz7q9ianxwazhx8cee5a.jpg)
— В рамках проекта отремонтировано 12 улиц данного агрогородка общей протяженностью 14,3 км и с общей площадью дорожного полотна около 73 тысяч кв. м, в том числе семь улиц отремонтировано с применением цемента. Практическая реализация проекта длилась всего около одного месяца. Отработаны различные способы ремонта улично-дорожной сети с учетом уже имеющегося дорожного покрытия, его эксплуатационного состояния, интенсивности движения и нагрузки. Выработан алгоритм принятия местными исполнительными и распорядительными органами решений по ремонту улично-дорожной сети, который закреплен в Методических рекомендациях по разработке схем типов покрытий проезжей части улиц сельских населенных пунктов. О результатах реализации проекта доложено Главе государства в ходе его рабочей поездки в Белыничский район.
В дальнейшем полученный опыт планируется применять при ремонте улично-дорожной сети во всех агрогородках республики, которых в стране 1417.
![](/upload/iblock/bbe/y675iq7m3mu5yw7r0e7m8ld8xuwu0eys.jpg)
Ожидаем удешевления авиабилетов
Подписанное нынешним летом на Х Форуме регионов Беларуси и России соглашение о взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов предусматривает выравнивание тарифов на них, отметил, отвечая на вопросы депутатов, министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович:— Соглашение вступает в силу с 1 января 2025 года. Оно дает преимущества в том числе нашему национальному авиаперевозчику для полетов в Российскую Федерацию, потому что сегодня мы в неравных условиях: в несколько раз отличаются тарифы по территории Российской Федерации для наших перевозчиков и для российских. Также соглашение дает возможность выравнять условия для пролета по территории Российской Федерации в третьи страны, уменьшив тарифы для нашего перевозчика.
Конечно, все это отразится и на стоимости билетов. Сейчас «Белавиа» и не летает в дальние регионы России, потому что не может предложить конкурентный тариф. Мы тоже с нетерпением ждем начала работы этого соглашения, и думаю, что в ближайшее время тарифы авиакомпании начнут снижать — как только это соглашение вступит в силу.
![](/upload/iblock/c2e/z0ng71vub1pl7vckts19pmamaean4o14.jpg)
♦ На 1 октября введены в эксплуатацию 110 станций обезжелезивания воды, или 71 процент от предусмотренного на год объема (155 единиц). Еще на 32 станциях ведутся строительно-монтажные работы.
♦ Построено 7,7 км новых сетей водоснабжения из 9,8 км, предусмотренных на год, 6,8 км сетей водоотведения из 13,9 запланированных.
♦ Расширяется грузовой парк Беларуси. На 1 октября 2023 года закуплен 2861 железнодорожный вагон, преимущественно белорусского производства.
♦ До конца 2023 года планируется дополнительно получить для белорусских перевозчиков еще около 2 тысяч разрешений из дружественных стран.
♦ Пассажирооборот транспорта растет по всем видам и за январь — август 2023 года сложился на уровне 110,3 процента.
♦ Запланирован ремонт в текущем году 6,667 млн кв. м улично-дорожной сети населенных пунктов. На 1 октября выполнен ремонт 6,703 млн кв. м — и работы продолжаются.
♦ В Беларуси за 9 месяцев отремонтированы 1502 придомовые территории — 97 процентов от годового задания.
♦ В 2024 году планируется отремонтировать более 1,6 тысячи км республиканских дорог. В нынешнем году отремонтировано будет 1,3 тысячи км республиканских дорог и 1,7 тысячи км — местных.
♦ В Минжилкомхоз и организации системы ЖКХ за январь — сентябрь поступило 37 761 обращение граждан. Речь про снижение: это 81,5 процента к аналогичному периоду прошлого года.