Портной Ирина Карикова терпеливо обучает новичка
Эксперименту – экспериментальный цех
Заместитель генерального директора по идеологической работе, кадрам и быту Ирина Абрамцева ведет нас с фотографом по бесконечным лабиринтам коридоров. В голове перебираю возможные варианты мужского названия швейной профессии. Швей? Швейк? Фантазия решительно отказывается придумать благозвучную альтернативу.– Для вашего эксперимента приглашаем в творческий экспериментальный цех «Коминтерна», – интригует Ирина Анатольевна и проводит в уютное рабочее помещение, где на сугубо мужской журналистский десант тут же устремляются взгляды исключительно женского коллектива цеха.
– Здравствуйте, швеи. Принимайте ученика, – улыбаюсь я.
– Мы не швеи, мы портные, – поправляет нас Ирина Карикова, наш будущий инструктор в освоении профессии.
Увидев растерянные лица гостей, работницы объясняют, что швея – это начальная ступень мастерства, где выполнять приходится лишь одну-две операции. А вот портные занимаются практически всеми этапами создания костюма. Конкретно в этом цехе – создают новые модели. Ирина перечисляет плюсы профессии:
– Всегда с радостью встречаем желающих пополнить наш дружный коллектив. Зарплатами не обижены, да и соцпакет неплохой. Возможностей для карьерного роста тоже немало – я тому пример. 15 лет назад пришла на предприятие простой швеей, сейчас портной 8-го разряда.
Сажусь за машинку в полной готовности сделать свой первый шов, но коллеги Ирины советуют усложнить задачу:
– Пусть сначала нитку в машинку научится заправлять.
Опытный портной Ирина Карикова терпеливо знакомит швею Дмитрия с тонкостями процесса. От штырька для катушки нить должна пройти непростой путь. Ирина подбадривает:
– В эту дырочку продеваем сверху, в эту снизу, теперь между тарелочками…
На тридцатисекундный процесс трачу почти пять минут, дважды запутавшись в указаниях, пальцах, петлях и тарелочках. Хорошо, хоть в игольное ушко попал с первого раза. Горжусь маленькой победой. Финальный штрих – установка шпуледержателя. Небольшой «челнок» – сердце швейной машинки. Без него никакой двуниточный стежок у нас не получится.
– А что шить будем? Какие сейчас модные течения? – интересуюсь у наставницы.
Ирина объясняет:
– В мужском костюме уже который год подряд в тренде клетка. При этом покупатели отдают предпочтение натуральным тканям. У дам хитом остается наша капсульная классическая одежда. Ее преимущество в том, что все элементы можно сложить под свой образ. Любая барышня может подобрать к жакету жилет, юбку или брюки. Причем как укороченные, так и брюки-палаццо. И это все одна капсула. В Год качества продолжаем радовать и качественным пошивом – костюм сядет идеально.
Для эксперимента выбираем задачу попроще: будем шить жилет. Поехали.
Почувствовать педаль
Мужской костюм – самое сложное в изготовлении швейное изделие. Внимательно знакомлюсь с управлением машинкой, которое осуществляется педалями. Жмем назад – лапка поднимается, жмем вперед – начинаем шить. Под ехидное «береги пальцы» от фотографа решительно давлю на «газ». Ткань из рук стремительно улетает следом за бодрым перестуком иглы, а я грустно любуюсь на самый кривой стежок, который доводилось видеть. Ирина успокаивает:– Нежнее, Дмитрий. Нажимаем понемногу, чувствуем педаль. В зимних ботинках, конечно, сложно. У нас-то и обувь специальная имеется.
Инструктор протягивает крой будущего жилета и подкладку. Предлагает стачить боковые срезы. В этот раз с педалью обращаюсь бережно и выдаю почти идеальный шов. Преисполненный веры в свои силы, я неплохо справляюсь и с расстрочкой шва на воротнике. Так, глядишь, и пиджак себе новый за смену справлю. Ирина разочаровывает:
– Даже на простой пиджак у опытного портного уходит три дня. А на сложный и все пять. Под каждую строчку нужно перенастраивать машинку, к каждой ткани свой подход. Любая ошибка тормозит процесс. Подберешь неправильный номер ниток к игле – начнет петлять. С пальтовой шерстяной тканью работать легче всего, а вот камвольная более требовательна к тонкостям настройки оборудования.
Сдаем «нормативы ВТО»
Значок ГТО не без гордости украшал в свое время лацканы тысяч пиджаков, в том числе и производства «Коминтерна». А вот за условным значком ВТО (влажно-тепловая обработка) за прилежную учебу отправляюсь к опытному портному Татьяне Высоцкой. Утюжильное место для влажно-тепловой обработки тоже с педалями, правда, функция иная. Жмешь снизу – создается вакуум, плотно прижимая ткань к поверхности утюжильного стола. Жмешь выше – включается поддув. Татьяна знакомит с набором утюгов:– Подкладку пиджака утюжат электрическим, верх – паровым. Начнем с чего-нибудь простого. Держите поясок.
К сдаче «нормативов ВТО» готов
С пояском справляюсь за несколько секунд. Наставник осматривает результат и выдает вердикт:
– Нормально, все переканты на нужную сторону.
Перекантом называется шов, который виден только с изнаночной стороны. Запоминаю очередной термин и принимаюсь утюжить воротник. Как оказалось, это лишь малая часть работы. Ту же клеевую основу на швы тоже наносят утюгом при помощи специальных ленточек. А уж самих швов в пиджаке столько, что и перечислить сложно. Татьяна поясняет:
– Классический костюм выглядит так, как и раньше, а вот деталей в современных пиджаках стало куда больше. Вместо простой подкладки с одним карманом сейчас может быть разрезная, с кантами, вспушками. В некоторых моделях подкладки и вовсе нет.
Даже поясок нужно отутюжить правильно
Одного дня на освоение всей портновской или хотя бы швейной науки явно недостаточно. Окантовка, зигзаг, цепной стежок, пуговицы – для всего есть своя специальная швейная машинка. На одной из них напоследок делаю сантиметровые закрепки из ниток по краям карманов жилета. Размер можно запрограммировать на экране сбоку. Главное – правильно расположить край кармана в прорези. Наставницы долго изучают результаты моей рабочей смены и готовы выставить оценку. Ирина Карикова ободряюще улыбается:
– Пока с натяжкой могу присвоить третий минимальный разряд швеи. Но если вдруг наскучит журналистика, приходите. Обязательно всему научим.
boyarchuk@sb.by