Масштабные распродажи и охотничий азарт

Пятница бездумного потребления

Сегодня последняя пятница месяца, а значит, «черная пятница», день распродаж. Отличный повод вспомнить о жертвах торгового маркетинга и слабости человеческой натуры. Год назад интернет облетела новость, как житель одной большой, интенсивно развивающейся страны, увлекшись интернет-покупками, слетел с катушек и приобрел себе свинью, павлина и саламандру. Зачем? Да сам не знает! Если почти задаром, то почему бы и не взять? Его целеустремленная и волевая соотечественница, чтобы скопить деньжат к глобальной распродаже, питалась только лапшой быстрого приготовления. В результате неправильного питания оказалась в больнице и заплатила за лечение куда больше, чем могла бы потратить на распродаже. 


Психологи предупреждают: чем масштабнее распродажа, тем быстрее она создает особое эмоциональное состояние, похожее на то, что переживают охотники, — уровень адреналина повышается, появляется азарт, который становится неконтролируемым. Не последуешь завлекательной надписи «Последний размер!» или «Количество товара ограничено!» — пиши пропало, единственный шанс на лучшую жизнь безвозвратно упущен. 

Заблокированный многочисленными рекламными слоганами мозг уже не воспринимает, что «черная пятница» — это не апокалипсис. Впереди новогодние и рождественские распродажи, а за ними сезонные. Да и не все то, что выдают за скидку, всегда ей является: цены могут накануне задрать повыше, а потом «обрушить» на радость всем наивным. 

Белорусы — «памяркоўныя» люди. Нет у нас многокилометровых очередей и уж подавно кровавых драк за большие скидки, как на родине «черной пятницы» в Америке. И о случаях неосознанного приобретения по интернету свиней с саламандрами тоже никто не слыхивал. 

Но не нужно недооценивать труд пиарщиков: «черная пятница» в столице и областных городах набирает популярность. По данным исследования портала Black-Friday.global, в этом году около 40 процентов жителей страны собираются принять участие в самой масштабной распродаже. Как показал прошлый год, объем продаж в этот день вырастает на 1180 процентов! 

Еще статистика по теме: наш покупатель в среднем раскошеливается на 147 долларов, средняя скидка — 

54 процента. В топе — одежда, обувь, косметика и парфюмерия, бытовая техника и детские товары. А самое интересное, что пик продаж приходится на 11 часов. Неужели атакуют витрины сплошь пенсионерки и декретницы, у которых много свободного времени? Не факт. По данным опроса, 63 процента белорусов, участвующих в «чернопятничной» распродаже, признались, что делают интернет-покупки… во время работы. 

А если вы не из тех, кто готов налетать на любой товар, уж коль подешевело? Тогда последняя пятница ноября тоже ваш праздник. Но противоположный по сути — Всемирный день без покупок, который отмечают отказом посещать магазины хотя бы на сутки. Его придумали люди, озабоченные бездумным массовым потреблением. 

И очень правильно, думаю, сделали. Торговые центры для современного человека превращаются в места семейного досуга, шопинг — в антидепрессант с сильнейшим привыканием, а сам человек — в легко управляемого потребителя, живущего от акции до акции. Поэтому устраивать детокс от шопинга полезно как с точки зрения сохранности кошелька, так и для психического здоровья. 

Предлагается провести вечер после работы с друзьями, заняться благотворительностью, побыть на природе. В общем, прочувствовать всеми фибрами своей души простые человеческие радости, которые за деньги не купишь. Ведь они, в отличие от брендового платья, смартфона или духов, всегда в цене.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter