Психологи предупреждают: чем масштабнее распродажа, тем быстрее она создает особое эмоциональное состояние, похожее на то, что переживают охотники, — уровень адреналина повышается, появляется азарт, который становится неконтролируемым. Не последуешь завлекательной надписи «Последний размер!» или «Количество товара ограничено!» — пиши пропало, единственный шанс на лучшую жизнь безвозвратно упущен.
Заблокированный многочисленными рекламными слоганами мозг уже не воспринимает, что «черная пятница» — это не апокалипсис. Впереди новогодние и рождественские распродажи, а за ними сезонные. Да и не все то, что выдают за скидку, всегда ей является: цены могут накануне задрать повыше, а потом «обрушить» на радость всем наивным.
Белорусы — «памяркоўныя» люди. Нет у нас многокилометровых очередей и уж подавно кровавых драк за большие скидки, как на родине «черной пятницы» в Америке. И о случаях неосознанного приобретения по интернету свиней с саламандрами тоже никто не слыхивал.
Но не нужно недооценивать труд пиарщиков: «черная пятница» в столице и областных городах набирает популярность. По данным исследования портала Black-Friday.global, в этом году около 40 процентов жителей страны собираются принять участие в самой масштабной распродаже. Как показал прошлый год, объем продаж в этот день вырастает на 1180 процентов!
Еще статистика по теме: наш покупатель в среднем раскошеливается на 147 долларов, средняя скидка —
54 процента. В топе — одежда, обувь, косметика и парфюмерия, бытовая техника и детские товары. А самое интересное, что пик продаж приходится на 11 часов. Неужели атакуют витрины сплошь пенсионерки и декретницы, у которых много свободного времени? Не факт. По данным опроса, 63 процента белорусов, участвующих в «чернопятничной» распродаже, признались, что делают интернет-покупки… во время работы.
А если вы не из тех, кто готов налетать на любой товар, уж коль подешевело? Тогда последняя пятница ноября тоже ваш праздник. Но противоположный по сути — Всемирный день без покупок, который отмечают отказом посещать магазины хотя бы на сутки. Его придумали люди, озабоченные бездумным массовым потреблением.
И очень правильно, думаю, сделали. Торговые центры для современного человека превращаются в места семейного досуга, шопинг — в антидепрессант с сильнейшим привыканием, а сам человек — в легко управляемого потребителя, живущего от акции до акции. Поэтому устраивать детокс от шопинга полезно как с точки зрения сохранности кошелька, так и для психического здоровья.
Предлагается провести вечер после работы с друзьями, заняться благотворительностью, побыть на природе. В общем, прочувствовать всеми фибрами своей души простые человеческие радости, которые за деньги не купишь. Ведь они, в отличие от брендового платья, смартфона или духов, всегда в цене.
kozlovskaya@sb.by