Последний звонок на самом деле длится долго: сначала последний урок, потом школьная линейка, затем экзамены (в эти дни звонки, кстати, тоже звучат, мы в свое время семь экзаменов сдавали, нынешние выпускники — четыре), после этого выпускной вечер. Я считаю, что у выпускника это событие продолжается вплоть до получения аттестата. А у учителей, как я говорю, последнего звонка не бывает вообще. Я, например, вижусь или созваниваюсь со многими бывшими учениками спустя 10, 20, 30 и более лет. Такая уж у нас работа.
2. Выпускные экзамены
В последнее время я учу детей… писать шпаргалки. Их должно быть три. Одна — подробный ответ на вопрос, на полторы-две странички. Вторая — до половины информации, необходимой для ответа, — то, что пока не запомнил. А третья шпаргалка должна быть наглая, в открытую лежащая на парте. Учитель подходит, берет ее в руки и ничего не понимает. Это шпаргалка-шифр, шпаргалка-ребус. Ее даже не нужно на стол выкладывать — она и так запоминается. У меня одна девочка написала шпаргалку в виде котиков. Вроде бы рисунки, а в них зашифрованы все формулы и законы. Если человек самостоятельно «сжал» таким образом изученную информацию, на экзамене ему не стоит волноваться — ответ будет достойным.
3. Международный день защиты детей
Лет десять назад я считал, что в значительной мере постиг премудрости образовательного процесса. Но в последнее время, с приходом тотального господства интернета и гаджетов, я опять в затруднении. И уверен, что нужно срочно изыскивать возможность для спасения молодежи от той гнили, которая поступает в умы из информационного потока. Если уж под ее влиянием многие взрослые меняют свои жизненные устои, причем не в лучшую сторону, то что говорить о детях! Это же пластилин — лепи, что хочешь, до той поры, пока молодому человеку не исполнится 25 — 30 лет. Я с такими встречался: взрослые меня как учителя уважают, но уже не воспринимают мои слова, поскольку мозг заточен на другое. Знаю не понаслышке: некоторые представители молодежи под влиянием интернет-брехни успели сломать себе судьбу. От негативного влияния интернета наших детей сегодня и нужно защищать.
4. Совершенствование информационной политики
Считаю, что нашим специалистам нужно крайне оперативно и тщательно изучить последние достижения науки о мозге. Смотрите, как 40‑миллионный украинский народ взбаламучен. Внешние силы умело обрабатывают мозги большого количества людей. Знают, как это делать, ведь готовились давно. Вот из-за рубежа вещают: у нас, мол, все хорошо, а у вас все плохо. Рано или поздно это откладывается в сознании, люди начинают ненавидеть свою жизнь и всех окружающих. Я детям иногда привожу такой пример. Говорю: представьте себе, что вы поругались с родителями. Ну уйдите на время жить, допустим, к дяде. На месяц, два, полгода. И вы поймете, что ближе и дороже родителей нет никого! Или еще один пример: в вашу квартиру пришел чужой человек. Пусть он умен и приятен, но холодильник на кухню не купит, обои не переклеит. Не помощник, а потребитель, если не сказать хуже. В общем, в своем доме нужно хозяйничать самому.
5. Православные торжества в Полоцке
Я не религиозный человек. Но мой аналитический разум говорит о том, что нас и нашу Вселенную все-таки кто-то создал. Если Создатель есть, то мы будем жить на Земле долго, если нет, то мы скоро погибнем. Я очень хочу, чтобы он был. И еще я очень рад, что в нашем обществе, несмотря на смутное время, остается сильной вера в Бога, в светлое будущее. Поэтому широкое празднование 1030‑летия православия на белорусских землях — это, безусловно, значимое событие для всего общества.