На успех санации влияет опыт антикризисного управляющего

Пять к одному

Антикризисный управляющий Сергей Шерневич хочет не просто провести санацию в Пинском районе, а прочно поставить хозяйства на ноги

КАЖДЫЙ антикризисный управляющий проходит обучение и получает соответствующий сертификат. Только и это еще не гарантия эффективной и результативной работы. Впрочем, никто и не требует сверхпоказателей в рекордные сроки, зная, насколько тяжело дается положительная динамика в том же сельском хозяйстве, когда даже первый шаг не каждому под силу. У антикризисного управляющего Сергея ШЕРНЕВИЧА на попечении целых пять хозяйств Пинщины. Тяжела ноша. Однако, заглянув в экономические показатели одного только ОАО «Плещицы», понимаешь, что слухи о его гибели явно преувеличены — темпы роста производства здесь по итогам прошлого года почти в три раза выше среднерайонного показателя.

Механизаторы ОАО «Плещицы» Николай АПАНАСЕВИЧ и Илья ПЯТНИЦА за подготовкой техники

В ЭТОМ, кстати, сам Сергей Шерневич ничего сверхъестественного не видит — все зависит от того, насколько грамотно составлен план санации:

— Разрабатывал его вместе со специалистами хозяйства, чтобы под каждой ожидаемой цифрой и показателем была реальная основа, а не наши прожекты. Хотя приходилось сталкиваться с фирмами, которые предлагали составить план досудебного оздоровления, обещали даже самое убитое предприятие вывести на сверхприбыль. Конечно, за немалые деньги и только на бумаге. Вот и по одному из моих хозяйств гарантировали ежегодный прирост молока и мяса чуть ли не на 30 процентов. Шарлатаны, но несведущий в сельском хозяйстве купиться вполне может. 

Сергей Шерневич знает, о чем говорит. Сам прошел хорошую школу в местном СПК «Ставокский», был здесь главным экономистом, главным зоотехником, специалистом по кормопроизводству, начальником планово-экономического отдела. Основной мотиватор такой, порой кардинальной, переквалификации – интерес: нет ничего хуже, чем работать по накатанной, замечает Сергей Иосифович.

У ШЕРНЕВИЧА на попечении ОАО «Плещицы» и «Сошненское-агро», СУП «Кончицы АГРО» и «Пинскдрев Агро», КСУП «Охово». Из них лишь одно вызывает опасение и сильно напрягает антикризисного – «Пинскдрев Агро». Основная причина — расстояние в 65 километров от райцентра. Для формирования штата специалистов, с которых и начинается жизнь хозяйства, это существенный минус. Ребята если и приходят, то на время отработки. И дело не столько в низких зарплатах – в отсутствии инфраструктуры. Даже с жильем вопросов нет: построили общежитие для молодых специалистов, но за год так и не смогли его полностью заселить.

— Сергею Иосифовичу сложно. Он пытается оптимизировать штат. Но там одной работой над качеством и технологией не обойдешься, — поясняет заместитель начальника, заведующая сектором экономики и финансирования управления сельского хозяйства и продовольствия Пинского райисполкома Галина Плескацевич. – Ведь хуже земель, чем здесь, во всем районе не сыскать – если не песок, то торфяники, кроме рапса и ржи, ничего не растет. Единственный выход — перепрофилироваться на животноводство и выращивать не зерновую группу, а многолетние травы для заготовки сенажа и силоса. 

Стиль работы ОАО «Плещицы» — чистота и порядок

Вот-вот решится судьба «Сошненского-агро». Оно расположено между сильнейшими ОАО «Почапово» и «Парохонское», которые, предполагается, и разделят между собой земли, долги и основные средства хозяйства. Возможно, так даже лучше. У людей будет работа, хорошая зарплата и планы на будущее, а деревня продолжит развиваться. Недовольные? Разве что из той категории, кто предпочитает не перетруждаться, предполагает Сергей Шерневич. 

СЕМИМИЛЬНЫМИ шагами развиваются «Плещицы», которые с антикризисным управляющим ушли в отрыв. Благо сложилось так, что и специалисты есть, и условия для развития – разве что с руководителями не везло. Ну и, конечно, первым делом Сергей Шерневич взялся за дисциплину — обязательное звено в цепочке «человек — технология». Именно с этого места, говорит, и начинаются деньги. Хотя попытки навести порядок в тех же «Плещицах» вызывали волну негодования и возмущения, особенно когда речь зашла о внедрении системы контроля расхода топлива на энергонасыщенной технике:

— Воевали месяца два. В итоге кто-то смирился, тот, кто нет, ушел. Многие меня спрашивают, стоит ли овчинка выделки. Конечно, расход топлива снизился на десять процентов. К примеру, если сравнить январь этого года и 2017-го – экономия восемь тонн.

Экономия топлива привела к уменьшению затрат на его покупку. Хозяйский кошелек потяжелел. Появилась возможность перенаправить деньги в нужное русло. Посевная вот-вот наступит, и практически вся техника уже стоит на линейке готовности, удобрениями обеспечены. 

Главный агроном Василий Бобович прекрасно помнит весну 2017-го, когда в закромах только семена и были. Вопрос об удобрениях даже не стоял: на элементарный ремонт техники денег не хватало.

— Что изменилось за год работы с Сергеем Иосифовичем? – задумался Василий Николаевич. — Хозяйство держит в ежовых рукавицах. Сами знаете: нет дисциплины – ничего не получится. Возможно, он и поможет вернуть утраченную славу одному из лучших хозяйств района.

Репутация – дело хорошее. Но куда важнее, чтобы люди ее прочувствовали на собственном кошельке. А для этого нужно уметь зарабатывать деньги. Поэтому всерьез взялись за молоко: если в 2016-м «экстрой» шло лишь 38 процентов, то в 2017-м уже 57. На конец года планируют перешагнуть за 70 – только за счет соблюдения технологии. 

К качеству молока привязали зарплату заведующей фермой и даже скотников. Чтобы стимулировать заинтересованность доярок, подошли более жестко к расценкам: разница между «экстрой» и высшим сортом порой достигает четырех рублей с тонны – определяющим фактором являются условия труда. К примеру, в месяц доярка надаивает 48 тонн «экстры» – вот вам дополнительно 192 рубля! Сейчас максимальная зарплата операторов машинного доения 750 рублей, хотя год назад была 600.

Положительная динамика характерна для всего хозяйства: в «Плещицах» в среднем зарабатывают 550 рублей – на 150 рублей больше по сравнению с январем 2017-го. Отчасти этому поспособствовал и рост выручки – за прошлый год прибавили 34 процента. Но сказать, что все заработанные средства бездумно проедают, неправильно: удельный вес зарплаты в выручке снизился до 31 процента, производительность труда выросла на 32,4, а зарплата — на 24,8 процента.

САНАЦИЯ для того и предусмотрена, чтобы хозяйство научилось зарабатывать деньги и жить по средствам, накапливая стратегический запас: долги ведь никто не отменял – даже через три года их отдавать придется, подчеркнул Сергей Шерневич. 

Сегодня смело можно сказать, что «Плещицы» восстановили платежеспособность и уже начали погашать задолженность перед Фондом соцзащиты – свыше 20 тысяч рублей. На очереди Белгосстрах, налоги и только потом банковские кредиты, которых, к слову, накопилось более чем на восемь миллионов рублей – на все про все дается три года. Однако антикризисный управляющий Шерневич надеется, что удастся продлить срок до пяти лет, чтобы максимально безболезненно рассчитаться с долгами и кредитами. 

Правда, инициативу должны одобрить Брестский облисполком и Министерство экономики. Согласятся? Но ведь и задача стоит серьезная: не просто провести санацию, а прочно поставить на ноги.

syritskaya@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter