Как разрабатывали трактор Т-150 и Т-150K

Путевый Т-150К

К чему привел спор упрямых конструкторов Харьковского тракторного завода с Хрущевым
Т-150 и Т-150K — две почти одинаковые модели. Только первый на гусеничной тяге, а второй — на колесной. Сначала разработали гусеничный вариант. А популярным стал колесный. Почему же путают Т-150К с «Кировцем»? Известные заводы придумали себе бренды — «Беларус», «Владимирец», «Сталинец»… А у ХТЗ только аббревиатура и модель. Схожесть с «Кировцем» — суровые колеса, тембр мотора и огромная сила. Других колесных тракторов в 70-е ХХ века не выпускали. Вот в народе и прижилось чужое прозвище («Кировец») харьковчанина. 



ЗАВОД начали строить 85 лет назад — 28 января 1930 года. На поле возле железнодорожной станции Лосево Харьковского района. На стройку приезжали рабочие со всего СССР – больше 20 национальностей. 

У крестьян не было даже специальности, а проект завода — американский. И не только не сорвали сроки, но еще и за 15 месяцев установили мировой рекорд по кладке кирпича. 

В советской литературе не любили упоминать роль американцев в создании завода. Хотя первый «хэтэзешный» трактор (СХТЗ-15/30) — копия заокеанского «Интернэйшенел Харвестер». В Харькове он сошел с конвейера в 1931 году.

А дальше, как говорится, пошло и поехало. С 25 апреля 1932 года со сборочного конвейера ежесуточно сходили по сто тракторов. 23 мая завод получил награду — орден Ленина. Ею же удостоили около сорока работников. 

В Великую Отечественную войну работников ХТЗ эвакуировали. Заводчане создавали танки: в Сталинграде, Челябинске, Нижнем Тагиле. А после 1945 года поставляли в сельское хозяйство гусеничные тракторы.

В 1961 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев съездил в Америку, где ему показали новый мощный колесный «Джон Дир 8010». У себя дома он распорядился: запретить проектирование новых гусеничных тракторов и срочно создать на Кировском заводе в Ленинграде и на ХТЗ конструкторские бюро по разработке мощных колесных тракторов.

Решение первого секретаря ЦК КПСС революционное. В стране прочно удерживалась репутация гусеничных ДТ-54. Их выпускали три крупнейших завода: в Харькове, Волгограде и Рубцовске. Только ХТЗ в этот год сделал свыше 20 тысяч. Колесные тракторы в стране не любили.

Никита Сергеевич своим решением перевернул тракторостроение. На ХТЗ разработкой железного коня занимался конструктор Александр Сошников. Он не стал повторять американскую модель. Создал колесный Т-125. Модель прошла приемочные испытания. Сначала изготовили 125 машин. 

Начальник отдела главного конструкторского бюро Борис Кашуба отстаивал создание новых гусеничных моделей. Но после распоряжения Хрущева остался без работы. Терпеть неудачу изобретатель не собирался. Тайно он собрал своих подчиненных и предложил чертеж нового, более энергонасыщенного гусеничного трактора. Единомышленники нашлись. Они поддержали новую идею и начали работу над проектом. 

Кашуба знал: влиятельные люди сомневаются, что стране нужен массовый колесный трактор. Особенно рьяно защищали «танк для полей» академик Валерий Болтинский, заведующий отделом Института механизации Олег Поляк, начальник отдела Украинского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства Александр Юшин. 

В ОКТЯБРЕ 1964 года сняли Хрущева. Министр сельского хозяйства СССР Иван Воловченко заявил, что мощные колесные тракторы не нужны, а новых гусеничных нет. Для Кашубы настал звездный час. Он предложил новую разработку Т-150. 

В итоге в среде аграриев разгорелся спор. Какой трактор нужен? Все вроде привыкли к гусеничному. А колесный воспринимали с недоверием. Т-125 должен был доказать право на существование. Поля для экспериментов выбрали в Украине. 

Создали специальную комиссию. В нее вошли главный инженер ХТЗ Валентин Библик, Борис Кашуба, начальник управления Госплана СССР Иван Дронг. В 1965 году выехали на места испытаний. Тракторы возделывали зерновые. Все убедились: Т-125 может приносить пользу для сельского хозяйства.

Спор о том, нужен или не нужен мощный пахотный колесный, уже не стоял. Только в каком соотношении его выпускать с гусеничным? 

В апреле 1966 года ХТЗ посетила делегация Минсельхоза и объединения «Союзсельхозтехника», а также отраслевых институтов. Их представители рекомендовали: ограничить выпуск колесных до 25 процентов.

Через год, в апреле 1967 года, с целью диалога встретились Валерий Болтинский, Олег Поляк, Борис Кашуба и Валентин Библик. Переговоры шли не на равных: трое против одного. Но в итоге достигли компромисса. На ХТЗ нужно создать семейство скоростных унифицированных тракторов: гусеничного Т-150 и колесного мощностью 165 л. с. 

Первоначально Болтинский и Поляк предлагали полностью прекратить работы над колесным Т-125. Однако главный инженер ХТЗ Валентин Библик переубедил своих оппонентов. Сошлись на цифрах — 50 тысяч гусеничных и 20 тысяч колесных тракторов в год. 

Но базовым выбрали Т-150, а не Т-125. Надо признать: Библик получил дипломатическую победу. Хотя Т-125 перестали выпускать, но производство колесных тракторов на заводе отстояли. 

Т-150 собирались унифицировать. Это значит, выпускать на одной базе гусеничный и колесный. Впервые в мире это удалось генеральному конструктору Борису Кашубе. Пришлось полностью переделать колесную машину — новый двигатель, КПП, мосты, кабину. Хотя проще отдельно создать гусеничный и колесный тракторы с теми же техническими характеристиками. 

Для госиспытаний в 1971 году выпустили 500, а в 1972-м — четыре тысячи Т-150К (буква «к» означает колесный. — Прим. автора). Эффективность нового трактора в сравнении с Т-74 на пахоте и сельхозработах общего назначения выросла в два раза.

В итоге в 1973 году Госкомиссия приняла готовность семейства Т-150 к серийному выпуску. Завод начал увеличивать экспорт. С 1976 по 1990 годы в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки заводчане отгрузили 21863 Т-150К и 1000 Т-150 в Болгарию. С 1973 по 1977 год трактор Т-150К получил пять золотых наград на международных выставках.

На базе семейства Т-150 конструкторы разработали модификации: погрузчик Т-156, бульдозеры Т-150Д и Т-150ДК, военный инженерный тягач Т-155, промышленный и лесопромышленный Т-158 и Т-157, машину химизации ЭСВМ-7.

В БЕЛАРУСИ ХТЗ-150 разыскать не удалось — списали. А вот его младший брат Т-150К в некоторых хозяйствах еще работает. Один на район — в деревне Знамя в сельскохозяйственном филиале ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». 

Тракторист Михаил Гапанович за рулем «старичка» шесть лет: 

— Трактор покупали на заводе. Раньше использовали на культивации, лущении, пахоте, посевных и уборочных работах. Незаменим на бездорожье, с прицепами грузоподъемностью до 20 тонн. Сейчас ХТЗ — только для работы с жидкими удобрениями. 

У Михаила Т-150К полноприводной, но основные ведущие задние колеса. На бездорожье он подключает передний мост прямо из кабины.

— Не любит он кислых дорог. Провалится – не провалится, но на месте елозит и сам себя может закопать. Шины низкого давления выглядят сурово, но «любят» хорошее сцепление. 

Еще одна особенность: руль поворачивает не передние колеса, а задние. Один цилиндр сжимается, второй выдвигается. 

Знаменскому Т-150К — 30 лет, часто ломается. Но запчастей в продаже нет. Главный инженер в других хозяйствах достает и говорит, что с каждым годом найти детали все трудней. 

Но Михаил не теряет оптимизма: 

— Думаю на нем до пенсии доработать. А что? В месяц больше путевок, чем у молодых коллег.

КСТАТИ

Легендарный «Владимирец» сначала назывался Т-25 и выпускался  в Харькове. В 1972 году заводчане передали производство во Владимир. В 1992 году на ХТЗ собирались возобновить выпуск Т-25. Но из Владимира отказались вернуть конструкторскую документацию, и трактор пришлось разрабатывать заново. Обновленные версии — ХТЗ-2511, ХТЗ-3510.

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter