Финал конкурса «100 идей для Беларуси»: интеллектуальный потенциал страны и новые перспективы молодым

Путь в большую науку

Два десятка победителей в десяти номинациях объявлены вчера в рамках гранд-финала ХII сезона проекта «100 идей для Беларуси», реализуемого БРСМ совместно с Министерством образования, Государственным комитетом по науке и технологиям и НАН Беларуси. Представленные в Национальной библиотеке экспонаты, идеи и разработки по энергетике, агропромышленным и строительным технологиям, био- и наноиндустрии вряд ли кого-то могли оставить равнодушным. Впрочем, значение проекта, позволяющего увидеть тех, кто готов грызть гранит науки, поистине многогранно.

Всемерная поддержка талантам

В Беларуси государством осуществляется всемерная поддержка талантливой молодежи, а многие ее разработки внедряются в производство, подчеркнул Глава Администрации ­­­­Президента Игорь Сергеенко в ходе общения с журналистами:
— Победители и лауреаты награждаются президентскими стипендиями. То есть со стороны государства всемерная поддержка и сегодняшним участникам, и другим талантливым людям, проявляющим себя в других направлениях деятельности (в творчестве, общественно-политической жизни страны, иных сферах), была, есть и будет.

Игорь Сергеенко напомнил журналистам, что молодежный проект «100 идей для Беларуси» реализуется в стране уже более десяти лет:

— За это время было рассмотрено 17 300 заявок, 3500 проектов внедрены в жизнь. Но что самое немаловажное — налицо связь науки и производства. Мы убедились: и школьников, и учащихся вузов и колледжей, и молодых ученых, аспирантов Академии наук объединяют ум, талант, пытливость, желание показать себя и добиться чего-то в жизни: поступить в вуз, внедрить свою разработку.  
Просто здорово, что у нас столько талантливых, интересных победителей.

Игорь Сергеенко отметил практическую значимость конкурса:

— Например, молодая ученая-исследователь Академии наук Виктория Шумская стала победителем конкурса за разработку новой системы очистки азотных удобрений от углекислого газа. Сегодня этот проект реализуется и внедряется на Гродненском производственном объединении «Азот». Еще один проект принадлежит студенту Белорусского государственного медицинского университета Андрею Капитонову. Его разработка — нейросеть по классификации рентгеновских снимков грудной клетки, которая позволяет в течение секунды просматривать десять снимков одновременно и выявлять бессимптомную пневмонию. Данный проект внедряется в системе здравоохранения.

Интеллектуальный потенциал страны

Способствует подобному успеху во многом стройная система выявления, развития и поддержки талантливой молодежи в нашей стране, считает также посетивший мероприятие заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко:


— Многие ребята уже по нескольку раз прошли обучение в нашем детском технопарке; этот проект у нас функционирует по решению Главы государства с 2021 года. И только в прошлом году порядка 840 наших школьников 9 — 11‑х классов успешно прошли в нем обучение и сегодня демонстрируют многие интересные вещи.
Мы берем на заметку эти проекты, они будут поддерживаться и реализовываться, а мы будем и впредь поддерживать ребят в их устремлениях. Главное, чтобы это все служило на благо развития нашей страны.

От идей — к инновациям

Председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков подчеркнул, что этот проект уже стал национальным брендом:


— Этот проект — значимый и весомый шаг в большую науку. Помимо проекта «100 идей для Беларуси», мы основали еще номинацию «100 инноваций молодых ученых». Инновации — это внедренные идеи. Думаю, у проекта «100 идей для Беларуси» хорошие перспективы.

Говорят участники конкурса

Владислава Гордей, учащаяся Молодечненского торгово-экономического колледжа Белкоопсоюза (проект Cashтан):

— Как-то от преподавателей услышали, что ученые вывели новый сорт каштана, который прекрасно себя чувствует в наших климатических условиях: выдерживает низкие температуры, устойчив к вредителям и болезням. В плодах содержится много аминокислот, клетчатки и нет пищевых аллергенов. Изучили рынок — ниша по выращиванию и продаже каштана свободна. Мы решили ее занять. Перечень блюд, которые можно приготовить из каштановой муки, огромен: пироги, оладьи, блины.

Николай Ожигин, учащийся филиала БНТУ «Минский государственный политехнический колледж» (электромопед):

— Первым делом приступил к варке рамы, весь процесс занял пять дней. Столько же ушло на проводку, покраску. На электромопеде намотал уже более четырех тысяч километров. В транспортном средстве максимальная мощность электродвигателя менее 4 кВт, поэтому регистрировать его не нужно. Друзья протестировали мопед, и у всех положительные отзывы. Есть, конечно, моменты, которые нужно доработать, но промежуточным итогом я доволен.

Илья Юшкевич, учащийся средней школы № 6 Слуцка (интерактивная игра «Изучаем космос»):

— Игрок управляет ракетой и во время путешествия по Солнечной системе узнает интересные факты. Изучение космоса — очень перспективное направление. Используя такие интерактивные методы, пытаюсь привить интерес школьникам. Целевая аудитория игры — 5 — 11‑е классы. Ученикам младших классов ее можно включать на уроках «Человек и мир», а старшеклассникам — на астрономии. У «Изучаем космос» уже более 700 скачиваний, пользователи в восторге.

osipov@sb.by

shestakevich@sb.by





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter