Дискуссия о путях проведения пенсионной реформы продолжается

Путь, который надо пройти аккуратно

Дискуссия о путях проведения пенсионной реформы продолжается. Свою позицию по этому вопросу недавно обозначил Президент: «Мы должны идти постепенно и аккуратно. Я сторонник того, чтобы пенсионный возраст повысить на 3 года, каждый год по половинке. И так мы спокойно, за шесть-семь лет сможем пройти этот путь». Мнения экспертов и практиков также становятся все более определенными, а рассуждения — глубокими и предметными.


Василий Юзефович, главный врач Ивацевичской центральной районной больницы:

— Мне до пенсии еще около десяти лет. И отношение к пенсионной реформе простое: всем нам надо жить по средствам, а пенсионеру — к тому же жить достойно. И если реалии диктуют необходимость повышения пенсионного возраста, он должен повышаться. А вот насколько и как — это требует тщательного расчета.

В нашей больнице в разные годы работало от 12 до 17 — 18 процентов пенсионеров. В последние годы их число снижается: рынок труда заметно сокращается. Еще года два–три назад была проблема найти санитарку, подсобного рабочего или водителя, сегодня же число желающих трудоустроиться превышает имеющиеся возможности. А вот среди медицинского персонала немало работающих пенсионеров, которые еще очень даже трудоспособны. Скажем, есть у нас врач–окулист высшей категории, достигшая уже пенсионного возраста, но способная дать фору молодежи. Очень грамотный и подготовленный человек — и глупо было бы сказать ей «спасибо, до свидания!», если она готова и может еще работать. Многое зависит и от генетики человека, образа его жизни. Нашему бывшему заведующему реанимацией — 72 года, но выглядит он на 62. Тщательно соблюдает режим питания, сна и отдыха, всю жизнь отработал в реанимации. Есть и 60–летние медсестры, справляющиеся со своей работой лучше молодых.

Словом, я считаю, что вопрос пенсионной реформы обусловлен прежде всего экономическими соображениями. Но подойти к нему надо очень осторожно — тщательно и дифференцированно. Даже среди врачей заметно: у хирурга и реаниматолога, скажем, интенсивность труда совершенно иная, чем у валеолога или того, кто расшифровывает электрокардиограмму. А вот что касается мужчин и женщин, скажу так. Я очень уважаю женщин, но объективно они живут дольше. И если подходить с медицинской точки зрения, то я если не выравнял бы пенсионные возрасты женщин и мужчин, то во всяком случае сблизил бы их.

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции:

— Проблема повышения пенсионного возраста — одна из самых существенных в Европейском союзе. Причем в старой Европе — то есть самых богатых членах ЕС — старение населения началось как минимум на поколение раньше, чем в Беларуси. И переход к малодетным семьям там начался также раньше. Именно это явилось причиной того, что богатые страны Евросоюза открыли свой трудовой рынок для мигрантов из самых разных стран планеты. И внутренняя дискуссия там идет очень откровенная: или брать мигрантов, или повышать пенсионный возраст. В некоторых странах, например, в Швеции, острота такой дискуссии дошла до того, что обсуждается введение пенсионного возраста на уровне 85 лет. Конечно, это экстремальный вариант — но тем не менее и он есть. Проблема эта связана со старением населения и развитием уровня медицины. Продолжительность жизни населения богатых стран ЕС приближается к 80 годам, что также ставит вопрос о пенсионном возрасте. Ведь годы за 70 при качественной медицине — это годы социальной активности людей, которые при этом просто не мыслят себя вне работы.

Примерно в том же направлении движемся и мы, просто наши проблемы на одно поколение запаздывают за западноевропейскими. Кстати, аналогичная ситуация была с переходом нашей страны к рынку. Когда Советский Союз рухнул, все его бывшие республики пошли к рынку. Но большинство из них делали это методом шоковой терапии. Беларусью же был избран путь плавного управляемого перехода. В результате сегодня мы имеем экономику страны, плавно перешедшую к рыночным отношениям. Точно так же, думаю, будут обстоять дела с пенсионным возрастом. Мы движемся в том же направлении, что и все остальные страны. Просто с учетом опыта соседей — более плавно и без рывков.

Анатолий Акантинов, генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»:

— Мы как страна должны быть экономически состоятельными и конкурентоспособными. Именно через эту призму и стоит смотреть на пенсионную систему и необходимость ее реформирования. Стратегически я бы предусмотрел изменение пенсионной системы в принципе. Думаю, в будущем нам понадобятся индивидуальные накопительные счета. Это позволит и в стратегическом будущем выстраивать нам социально защищенную страну.

Что же касается текущих изменений — учитывая их чрезвычайную чувствительность для людей, проводить их надо осторожно, постепенно и поэтапно. Сразу рубить сплеча не стоит. Другой вопрос — в течение какого времени это делать. Могут возникнуть вопросы и по занятости населения: оставляя на работе пенсионеров, мы тем самым бьем по молодежи. Словом, надо понимать и говорить о глубине процесса. За пенсионной реформой стоят и вопросы молодежной политики, и проблемы повышения эффективности труда. Изменения, несомненно, назрели — но подходить к ним надо крайне взвешенно и осознанно.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 54 (24936). Четверг, 24 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter