Как в Минске работают классы совместного обучения и воспитания для детей с СДВГ

Проявлять знаки внимания

Невоспитанный, неуправляемый, агрессивный, неусидчивый — колкие характеристики нередко сыплются в адрес детей с СДВГ. Тяжелее всего родителям: не будут же они каждому объяснять, что это не их неправильное воспитание, а особое неврологическое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы. Поддержать таких детей решили с помощью классов совместного обучения. Здесь ребята занимаются вместе со сверстниками, но за ними присматривает целый штат профессионалов.

Ребята с СДВГ обучаются в классах вместе с другими детьми.

Всегда рядом

По статистике, СДВГ у мальчиков встречается в три раза чаще, чем у девочек. Синдром выявляют у 3 — 7 процентов детей по всему миру, и в 50 — 60 процентах случаев он сохраняется на всю жизнь. Чем раньше приступить к корректировке, тем благоприятнее прогнозы. В одиночку родителям не справиться с такой задачей. Работа должна быть комплексной. Наша система образования построена по принципу: не бывает неперспективных детей, успеха может достигнуть каждый. Но классы совместного обучения и воспитания не стоит путать с интегрированными, обращает внимание директор СШ № 224 Минска Наталья Новик. В интегрированных дети с особенностями психофизического развития получают помощь учителя‑дефектолога и обучаются, как правило, по специальным программам. Вместе с другими ребятами они посещают уроки музыки, физической культуры, ИЗО. В совместных классах другой подход:
— Образовательная программа у детей с СДВГ ничем не отличается от стандартной. Но учитель чаще предлагает ребенку отдых во время урока, более интенсивно меняет для него виды деятельности. Дополнительно закрепляем за ребенком помощника воспитателя. Он отвечает за логистику. Подскажет школьнику, в каком кабинете проходят занятия, сможет прийти на помощь, если ребенка захлестнула негативная эмоция.
…Илья — мальчик рассудительный. Перед журналистами тушуется, но на вопросы отвечает четко. В семье он третий ребенок. Мама довольно быстро заподозрила неладное — поведение мальчика сильно отличалось. Недавно ему официально поставили диагноз СДВГ. Он стал одним из первых в стране, кто начал учиться в классах совместного обучения и воспитания.

— Наша цель — максимально социализировать детей с СДВГ, — уточняет Наталья Новик. — Каждый педагог получил информационные материалы о синдроме — профессионалы должны понимать, в чем особенности ребят и как правильно реагировать на нетипичное поведение. Важно виртуозно переключать внимание и создавать ситуации успеха. Классных руководителей выбираем опытных. С ребятами работает психолог, дефектолог, подключаем социальных педагогов и обязательно работников дополнительного образования. Детям важно регулярно сбрасывать накопившуюся энергию, а это можно сделать на кружках.

Мужской пример

Школа уже может похвастаться первыми достижениями. Здесь стали работать с детьми с СДВГ еще до открытия классов совместного обучения и воспитания. Рому Конопелько можно назвать маленьким профессором — рассуждает словно взрослый. Учится хорошо — на 7 — 9. Признается, что недавно получил сразу две десятки по литературам. IQ у парня выше среднего. Но еще недавно его мама Ирина Яновская приходила в школу растерянной. Устала от замечаний в адрес ребенка. Дома он был ласковым, а на людях мог конфликтовать, делится Ирина:

Педагог-психолог Валентина Корза проводит занятия с Романом.

— У нас как‑то принято скрывать свои проблемы, но я всем советую воспринимать школьную администрацию и учителей исключительно как союзников. Я почувствовала, что появилась опора.  
Здесь нам впервые выстроили подробный план работы — от режима до специальных упражнений. Для сына организовали занятия с дефектологом, психологом. И результат уже есть: ребенок становится спокойнее, усидчивее, хорошо учится. В школе стал плавать, на велосипеде научился кататься. Особая благодарность тренеру по карате Роману Иванову — сын растет без отца и может у него учиться мужским качествам.

Педагог‑психолог Валентина Корза объясняет, что необходимо тесное сотрудничество с родителями:

— Вместе корректируем привычные, но неработающие методы. Действуем поэтапно: учим ребенка правильно реагировать на поведенческие вспышки, помогаем налаживать межличностные контакты со сверстниками, учителями. Обязательно проводим занятия по расслаблению телесных зажимов. Кстати, очень хорошо в этом случае вокал, даже если ребенок петь не умеет. Во время пения выходят эмоции.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Смирнова, заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома:

— В этом учебном году в Минске открыли 15 классов совместного обучения и воспитания, в которых занимаются дети с СДВГ. Это классы с меньшей наполняемостью — не более 20 человек, что существенно облегчает сотрудничество педагога и ребенка. Уровень развития интеллекта у детей с СДВГ достаточно высок, они сообразительны, быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями. Но есть определенные черты характера — гиперактивность, невнимательность, импульсивность, — которые могут мешать как самим детям, так и их сверстникам. Но мы помним, что эти особенности корректируются.

За ребятами закрепляется воспитатель индивидуального сопровождения. Тьютор поможет освоить программу, адаптироваться к коллективу, зная нюансы в поведении и настроении школьника. Квалифицированных специалистов такого профиля уже готовят в белорусских колледжах и вузах. Но сегодня многие педагоги посещают специализированные семинары на тему адаптации и обучения детей с СДВГ. У нас есть учреждения образования, где все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации по этой теме, а значит, готовы оказывать помощь и поддержку.

В ТЕМУ

Алла Веретенникова, начальник отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования:

— Большое внимание уделяем подготовке педагогических кадров. Так, в вузах в примерные учебные планы по направлению «Специальное и инклюзивное образование» включены учебные дисциплины, затрагивающие темы профилактики и коррекции проблемного поведения, диагностики и сопровождения при СДВГ. Обязательно проводятся семинары‑практикумы по этой тематике в учреждениях образования. Создана и уже реализуется дорожная карта, разработанная и утвержденная Министерством образования, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты на 2022 — 2025 годы.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter