Нет, конечно, бывали у голландца старты и с менее престижных мест, чем то 11-е, на котором ему сегодня будут готовить механики «Ред Булл» болид на стартовой решетке. Но только не без штрафов за замену элементов силовой установки и, главное, не в роли действующего чемпиона. Не будем забывать, что в этом году машины, созданные гением аэродинамики Эдрианом Ньюи, значительно опережают по своим характеристикам конкурентов. И за 8 гонок до конца сезона они фактически уже обеспечили себе победы в обоих чемпионатах.
Что же явилось причиной слабого или, я бы сказал, провального выступления во вчерашней квалификации действующего чемпиона и его напарника?
Руководство «Ред Булл» в лице Кристиана Хорнера заявило, что все дело в настройках. Мол, инженеры так и не смогли подобрать их в оптимальной конфигурации для данной трассы. Верится с трудом. Речь ведь идет не о команде-дебютанте, ни разу не выступавшей на данной трассе. И не о начале сезона, когда еще не все известно о новой машине и ее способностях. К тому же жалобы Макса о неправильной работе сцепления, затрудняющего переключение передач, вряд ли можно отнести к типовым настройкам на квалификацию или гонку.
Последствия директивы FIA?
Комментируя плохую управляемость машин «Ред Булл», все как-то забыли про то, что именно перед этим Гран-при FIA приняла к обязательному исполнению новую директиву, призванную усилить борьбу с «полузаконными» техническими решениями, дающими выигрыш в аэродинамике за счет деформации аэродинамических элементов. И еще накануне руководитель команды «Мерседес» австриец Тотто Вольф предположил, что у его соотечественников и по совместительству главных конкурентов будут проблемы. Он даже прогнозировал потерю около 0,5 сек. на круге у «Ред Булл». Как оказалось, на своем лучшем круге во втором сегменте квалификации Ферстаппен проиграл лидеру 0,73 сек.
Возможно, на самых мягких шинах в третьем сегменте Макс мог бы уменьшить свое отставание от обладателя поула Карлоса Сайнса, но голландскому чемпиону не удалось попасть в финальную часть квалификации. От заветного «проходного» 10-го места его отделили всего каких-то 7 тысячных секунды. Уместно будет отметить, что голландский чемпион с таким отрывом пропустил вперед себя в финал неопытного дебютанта Лиама Лоусона, который вообще впервые в жизни выступал на этом автодроме. Причем этот новозеландский автогонщик сегодня вынужденно заменяет Даниеля Риккардо, травмировавшего себе руку во время подготовки к Гран-при Голландии в Зандфорте. И в его распоряжении не какой-то там быстрый болид из лидирующей группы команд, а всего лишь скромная машина итальянской «Альфа Таури», которая занимает на данный момент последнее место в зачетной таблице чемпионата.
Таким образом, на мой взгляд, причина кроется не просто в настройках болидов «Ред Булл», а в том, что австрийские инженеры не смогли найти те настройки, которые компенсировали бы потерю скорости их машин после введения в силу новой директивы FIA. И если это так, то подтверждение моим предположениям мы увидим уже по ходу самой гонки в Сингапуре.
Интрига под заказ?
Сторонники конспирологических теорий после вчерашней провальной квалификации «Ред Булл» поспешили придать вес своим домыслам по поводу того, что действующие чемпионы ради сохранения хотя бы подобия интриги в чемпионате пошли на умышленные действия. Мол, после такого якобы «провала» интерес к самой гонке значительно возрастет.
Не спорю, интерес действительно возрос. И даже те, кто откровенно устал от единообразия побед одной команды и одного гонщика в этом сезоне, наверняка вернутся к экранам телевизоров, чтобы посмотреть на новизну сюжета предстоящей гонки. Только вот умышленно «притормаживать» своих гонщиков даже ради сохранения интриги в чемпионате руководство австрийской «конюшни» вряд ли согласится. В автоспорте подобная конспирология живет давно, но она подходит скорее к внутрикомандной борьбе, когда возникает слишком уж острая и ненужная конкуренция между напарниками. А вот «стрелять себе в ногу», чтобы было лучше конкурирующим командам, на это вряд ли кто пойдет. Тем более что все тайное когда-нибудь становится явным. И подобные махинации наверняка бы всплыли наружу и стали известны общественности. Пока же за всю историю «Формулы-1» таких фактов отмечено не было.
Учитывая личностные особенности Ферстаппена, подобная конспирология с его участием вообще исключена. Макс очень болезненно воспринимает моменты, когда он не первый. Тем более в этом сезоне, когда у него в руках действительно самый быстрый болид в пелотоне. Вспомните хотя бы, как он боролся в прошлом году за «лучший круг», чтобы получить ничего не значащее для него в личном зачете дополнительное очко, хотя оно могло принести его напарнику вице-чемпионский титул. Нет, уж кто-кто, но только ни Макс Ферстаппен будет мошенничать подобным образом, чтобы сохранить интригу в чемпионате.
Лэнс Стролл в поисках надежды
Гран-при Сингапура редко когда обходится без аварий. Городская трасса, очень жаркие условия и повышенная влажность, к тому же еще и темное время суток проведения и квалификации, и гонки – эти факторы требуют от пилотов повышенного внимания в пилотировании вблизи стен. Это даже сложнее, чем в Монако, где тоже нет гравийных зон безопасности.
Первый сегмент квалификации вчера вечером завершился красными флагами. Канадский гонщик Лэнс Стролл пытался выжать из своего «Астон Мартин» больше, чем того позволяла машина, чтобы пройти в следующий сегмент. И, подпрыгнув на одном из поребриков, его машина потеряла управление, после чего врезалась левым передним колесом в отбойники. Удар был настолько сильным, что гонщика срочно отправили на обследование в медцентр, хотя внешне он выглядел не пострадавшим и сам выбрался из болида. Сегодняшний уровень безопасности в «Формуле-1» показывает чудеса спасения пилотов в подобных авариях. И мне, по правде сказать, это нравится больше, чем те времена, когда редко какая гонка обходилась без смертельных исходов для гонщиков и зрителей.
После медицинского обследования Строллу разрешили не только вернуться в команду, но и выйти на старт сегодняшней гонки, которую Лэнс начнет с последнего места на решетке.
А теперь о победителях
Кому-то может показаться странным, почему о победителях квалификации я пишу не в первых строчках. Но действительность такова, что второй подряд поул, который завоевал Карлос Сайнс, выглядит, к сожалению, менее значимым событием, чем провал «Ред Булл» в квалификации.
Безусловно, испанский гонщик «Феррари» был вчера на подъеме. На жестких шинах в первом сегменте Карлос сильно не рисковал, предпочтя пусть не первую позицию, но уверенный проход вперед. А вот во втором и заключительном сегментах Сайнс был лидером, не совершив помарок при прохождении зачетных кругов.
Его напарник по итальянской скудерии Шарль Леклер не смог проехать безошибочно, чем сильно расстроился. Стартовать монегаску придется с 3-го места, поскольку на первом ряду рядом с обладателем поула будет на старте Джордж Рассел. Британцу удалось опередить своего именитого товарища по команде и соотечественника Льюиса Хэмилтона, который начнет сегодняшнюю гонку с 5-го места.
Многократному чемпиону, чтобы настичь напарника, придется помимо пилота «Феррари» опередить еще одного своего земляка – Ландо Норриса, который вряд ли будет учтив на своем «МакЛарен» перед регалиями Льюиса.
Помимо сюрприза от «Альфа Таури» и Лиама Лоусона вчерашняя квалификация принесла еще одну неожиданность: оба пилота «Хаас» смогли пройти в финальную часть. Кевин Магнуссен начнет гонку с третьего ряда вместе с Льюисом Хэмилтоном, а Нико Хюлькенберг составит компанию на 5-м ряду новозеландскому дебютанту.
Что же касается 4-го ряда стартовой решетки, с которого тоже под силу подняться на подиум по итогам Гран-при, то на нем разместятся Фернандо Алонсо на «Астон Мартин» и Эстебан Окон на «Альпине». У испанского чемпиона с этой трассой связана грязная история умышленной аварии его бывшего напарника Нельсона Пике, благодаря которой Фернандо в 2008 году выиграл гонку. К слову сказать, в настоящее время по этому поводу готовятся судебные иски со стороны Фелипе Массы, бразильского вице-чемпиона того года, который пытается аннулировать результаты сингапурского Гран-при 2008, чтобы забрать чемпионский кубок у Льюиса Хэмилтона.
Обгоны и машина безопасности
Трасса в Сингапуре считается плохо приспособленной для обгонов. Именно поэтому здесь так важны результаты квалификации. И в случае аварии или технической поломки болидов, как правило, всегда задействуется «сэйфети-кар». История Гран-при 2008 года – наглядное тому подтверждение.
Современные болиды лучше приспособлены для обгонных действий, чем это было в прошлые годы. Но близость результатов прохождения одного круга, что нам продемонстрировала вчерашняя квалификация, показывает, что обгонять в режиме гонки все равно будет сложно. Скорее будут задействованы все тактические схемы по своевременному проведению пит-стопов.
Но я осмелюсь предположить, что вынужденные прорывы лидирующих в чемпионате пилотов «Ред Булл» с их 11-й и 13-й стартовых позиций приведут к неминуемому жесткому сопротивлению со стороны их соперников. Поэтому скучной гонка вряд ли будет. А выяснение отношений между пилотами «Феррари» и «Мерседес» при участии «МакЛарен» Ландо Норриса, отличающегося своим талантом при наличии быстрой машины, может стать хорошим дополнительным сюжетом для полноценного спектакля под ночными фонарями Сингапура.
Гонка начнется в 15:00 по минскому времени.