Международное право переживает неприкрытый системный кризис. И с каждым месяцем он только углубляется и расширяется. Такого масштаба игнорирования международных обязательств мир не переживал, пожалуй, со времен Второй мировой войны. Со второй половины прошлого века ставить под удар международные коммуникации стало уже не модно. Была «холодная война», в некоторых регионах она выливалась в жесткое противостояние, но глобальная инфраструктура оставалась, можно сказать, неприкосновенной. По крайней мере, такой тактики придерживались мировые державы. Пожалуй, самый крупный логистический инцидент произошел в 1956 году во время Суэцкой войны, когда по каналу прекратилось судоходство и возобновилось только в 1975 году. С тех пор по-крупному коммуникации не страдали.
Слишком большое значение глобальные коммуникации играют для развития современной цивилизации. В прошлом веке это понимали все без исключения политики. По крайней мере, те, которые стояли у руля великих держав. Сейчас логистическая война набирает обороты. Даже сложно определить, с какого момента она началась. Ибо эскалации обкатывались в региональных масштабах. Пожалуй, застрельщиками выступили страны Балтии, которые сначала, вопреки всем международным конвенциям, перекрыли нашим товарам доступ к своим балтийским портам. Международное сообщество в широком понимании этого слова проглотило этот эксперимент. Даже ООН, при всем к ней уважении, не озаботилась. Видимо, в силу стереотипов этому факту не было придано соответствующего значения. В нем не усмотрели зарождение опасного трека планетарного масштаба.
Кстати, следующий ход снова оказался за Литвой. Уже как-то за последними бурными событиями забылся дипломатический скандал между Вильнюсом и Пекином. Который возник буквально на ровном месте из-за открытия торгового представительства Тайваня в Литве. Не надо быть великим аналитиком, чтобы предположить жесткую реакцию официального руководства Китая. Концепция единства является для КНР одним из столпов и внутренней, и внешней политики. В результате жесткого обмена мнениями Китай развернул свои товарные потоки с балтийского направления. И снова этот инцидент прошел достаточно незаметно. Вильнюс требовал от ЕС введения санкций против Китая. Но Брюссель на провокацию не поддался. Тем не менее второй эксперимент по искусственному разрушению трансграничных логистических путей снова прошел успешно.
Потом — странный взрыв на северных потоках. Действительно, нет никаких официальных подтверждений, что этот инцидент был спланирован конкретной страной. Хотя расследование ведется ни шатко ни валко. А ведь прецедент случился знаковый. В Балтийском море, которое в отдельных государствах называют внутренним озером НАТО, произошел подрыв стратегического объекта. И не просто российского, а международного, так как в его строительстве участвовали и европейские компании. И случилось это, в принципе, в цивильном регионе, в котором нет ни террористических угроз (по крайней мере, так считалось до прошлого года), ни каких-то неформальных группировок (как у берегов Сомали).
Развал «зерновой сделки» — отдельная история. Но разворачивается не менее драматичная ситуация вокруг судоходства в Черном море. Причем не в территориальных водах тех или иных государств, а в международной воде. Прецедент еще не случился. Но целая череда жестких и бескомпромиссных заявлений была сделана. Уже раздаются идеи о конвоях кораблями НАТО торговых судов. Киев грозит рассматривать в качестве военных целей суда, которые следуют в российские порты. И многие другие.
Возможно, «зерновая сделка» в том или ином виде будет возрождена. Нельзя сказать, чтобы для этого были неопровержимые предпосылки, но окно возможностей для деэскалации еще сохраняется. И очень бы хотелось, чтобы это оказался пик в логистической войне, которая сейчас имеет место быть.
Можно по-разному относиться к тем или иным геополитическим событиям, но факт остается фактом — противостояние по широкому фронту уже сломало мировую инфраструктуру: энергетическую, транспортную, коммуникационную… И если санкции только приостанавливали действие тех или иных путей сообщения, такие прецеденты случались и раньше, то сегодня все больше возрастает угроза физического разрушения объектов этой инфраструктуры.С северными потоками это уже произошло. Как и с некоторыми другими объектами. А ведь трансграничная инфраструктура выстраивается годами и десятилетиями. Слом существующих систем будет иметь далеко идущие последствия для многих отраслей по всему миру.
volchkov@sb.by