О Президенте и подходах в работе
— Была ли у вас в жизни ситуация, изменившая ваши взгляды на жизнь?— По большому счету, когда ты двигаешься по карьерной лестнице, начинаешь работать в другой сфере, ты становишься другим. Вообще, я по натуре очень добрый человек и безумно люблю людей. Но я изменилась в подходах к работе. Возможно, стала более требовательная. Внутренние качества мои не изменились, но иногда приходится говорить нелицеприятные вещи своим коллегам. Потому что так нужно. Тем более если это позволит быстрее достичь результата, который нужен нам всем.
— Приближенность к Президенту конкретно в вашей жизни — это плюс или скорее минус?
— Это большая ответственность. Это не плюс и ни в коей степени не минус. Я в достаточно зрелом возрасте переехала в Минск и начала работать ближе с Президентом, тогда еще в должности вице‑премьера. Конечно, волновалась, думала: как часто нам придется встречаться, что говорить, что делать...
Когда узнала Александра Григорьевича поближе, то поняла, что пойду с ним до конца, потому что такой любви к своему народу, своей стране, к своей земле и всему, что на ней было создано, я не видела, пожалуй, ни у одного человека. И для меня, конечно, работать рядом с Президентом — это была и есть школа, в которой я до сих пор учусь. Для меня Александр Лукашенко — это учитель и руководитель высшего уровня.Поэтому я всегда чувствую огромную ответственность, ведь нужно не подвести, сделать все так, как сказал Президент. Потому что еще ни разу в жизни он не сделал чего‑то, что шло бы против страны или против народа. Поверьте, если бы это было по‑другому, я бы никогда не делала того, что делаю сегодня, поддерживая политику, которую проводит наш Президент. Он всегда говорит, что наша политика — это обычная жизнь людей.
— Наталья Ивановна, пытался ли кто‑то воспользоваться знакомством с вами, чтобы решить вопрос по блату?
— Ко мне обращается много людей как к руководителю Совета Республики с разными вопросами, и я всегда готова помочь любому человеку, если эта проблема действительно заслуживает внимания и ее необходимо решить. Даже если для кого‑то эта проблема кажется незначительной, я не пропускаю мимо себя ничего, с чем обращаются люди. Знакомый, незнакомый, все знают, что я сделаю все, чтобы помочь.
— Сколько раз в день вам звонит Президент?
— Сейчас уже не так часто. Но когда я была Главой Администрации, этот разговор был ежедневным. Теперь Александр Григорьевич звонит по мере того, когда необходимо решать какие‑то вопросы. Или инициативно могу позвонить я, попросить разговор, чтобы согласовать какие‑то детали или уточнить то, что нужно для моей работы.
— Президент — ваш главный босс, а можете ли вы с ним поспорить?
— Спорить с Президентом, наверное, не очень корректно. Но высказать свою точку зрения я, конечно, могу. Более того, наш Президент никогда не принимает решения спонтанно и единолично. На любое совещание у Главы государства приглашается расширенный состав, потому что он хочет слышать альтернативу, другое мнение, отличное от того, которое доносят ему должностные лица по теме совещания. Кроме того, мы создали экспертный совет (при Совете Республики Национального собрания. — Прим. ред.), и все документы, которые кладут на подпись Президенту, мы рассматриваем на этом совете. Мы приглашаем на него представителей регионов, депутатов, членов Совета Республики, руководителей предприятий и местных органов власти для того, чтобы обсудить тот или иной вопрос и принять правильное решение.
Ведь, принимая законы, мы понимаем, что это отразится на людях, поэтому наши решения должны быть четко выверенными.Глава государства, наоборот, любит, когда ему говорят правду, и всегда поучает: нельзя врать Президенту. Даже когда я докладываю, что была в том или ином регионе и люди просили передать что‑то хорошее, он всегда говорит: расскажи о том, где есть проблемы.
Об экономике и патриотизме
— Наша экономика сильная?— Наша Беларусь — это страна, которая не имеет серьезных сырьевых запасов. Хотя у нас есть нефть в небольшом количестве и сейчас открываются новые скважины. У нас есть природные богатства: лес, вода — то, чего лишены другие страны. Но в целом нам, конечно, не очень просто выстраивать ту экономическую составляющую, которая сегодня является фундаментом для развития нашей страны. Еще и потому, что мы социально ориентированное государство. Я считаю, что у нас стабильная экономика, которая дает возможность людям работать, дает возможность государству создавать блага для людей и выполнять взятые на себя обязательства. Пенсионное обслуживание, оказание помощи семьям, воспитывающим детей, малообеспеченным, ведь все это — экономика.
— В какой валюте вы храните сбережения?
— Знаете, до недавнего времени у меня сбережений не было. Только в последние полгода я стала откладывать пенсию — накапливаю в белорусских рублях. Все, что у меня есть, — это исключительно белорусские рубли. Другой валюты у меня нет.
— Может ли патриотизм быть опасным?
— Все может быть опасным. Не надо доходить до каких‑то безумных пределов. Патриотизм в чем заключается? Это просто любовь к своей семье, родителям, к своей стране, людям, которые живут рядом с тобой. Вот патриотизм. Но когда это перерастает в какой‑то нацизм, такой сумасшедший национализм, этого допускать нельзя. Надо ко всему относиться разумно.
Патриотизм — это ведь не просто взять флаг, ходить и кричать с ним. Но когда это действительно необходимо, тогда надо встать и пойти. И не в одиночку, а собраться всем вместе, встать и сказать, что вы за свою страну, за свою Беларусь. Вот что значит патриотизм. Надо не предавать свою страну и не предавать самого себя, тогда тебе и в жизни будет легче и проще.Мы на этой земле не вечны. Но эту жизнь надо так прожить, чтобы тебе не было стыдно. Потому что это самое сложное — быть честным перед самим собой. Когда ты остаешься один на один. Поэтому я каждый вечер спрашиваю себя: правильно я поступила или неправильно? Переоцениваю, переосмысливаю.
— Какой вы видите Беларусь будущего?
— Когда‑то я сказала: я хочу и была бы счастлива, если бы мои дети и внуки жили в такой стране, в которой живу я. Я очень хочу, чтобы наша страна была мирной и спокойной, чтобы она развивалась в соответствии со своими традициями, законами.
Нет ничего более ценного, чем жить в своей стране, там, где ты востребован, где есть твои корни, где жили твои родители и где тебе всё дорого.Знаете, где бы я ни была, в каких странах (я много где побывала), я всегда хочу домой. Я так хочу домой, что вы не представляете даже. Я живу в Минске, но, когда подъезжаю к своему родному Полоцку, кажется, что у меня душа оттаивает.
О политике и войнах
— Почему взрослые воюют друг с другом?— Вот и я думаю: почему? Мне тоже непонятно. Вообще, для каждого человека, на мой взгляд, что важно? Жизнь под мирным небом, когда ты можешь спокойно учиться, работать, создавать семью, рожать детей, пользоваться всеми благами, которые есть сегодня в современном мире. А люди воюют. Вы знаете, наверное, это происходит в угоду тем, кому хочется быть важнее других или когда кто‑то хочет главенствовать и подчинить себе другие народы.
— Будет ли третья мировая война?
— Я не могу сказать, будет она или нет. Никто ни от чего не застрахован. И сегодня сложно ответить на этот вопрос. Потому что все зависит от нас: как мы будем жить, как будем любить свою страну и делать все для того, чтобы она развивалась в мире и спокойствии. Здесь архиважна роль политиков — тех руководителей, которые сегодня возглавляют государства, их мудрость в принятии решений.
И мудрость в том, чтобы не допустить разжигания мирового конфликта. Нужно найти точки соприкосновения и общий язык. Это то, к чему всегда призывает наш Президент: давайте будем решать вопросы за столом переговоров, а не бряцанием оружием. Но многие не слышат этого.— О чем вы мечтаете?
— Только о мире и спокойствии в нашей стране.
demeshko@sb.by