Преступления в сфере высоких технологий хотя и видоизменяют формы, но продолжают держаться на двух китах – фишинге и вишинге. Узнали у специалистов, с чем сегодня приходится бороться и какие новшества вносят в свои схемы преступники.
Торговые площадки и сайты знакомств
– От преступных посягательств не застрахован никто. Жертвой злоумышленников может стать абсолютно любой человек, – отметил начальник отделения по профилактике киберпреступности Центрального РУВД Минска Юрий Лукашевич. – Иногда же доверчивость наших граждан просто удивляет: многие твердо убеждены, что информационное пространство не несет никаких угроз. Люди без всякого уточнения предоставляют свои конфиденциальные данные, личные паспортные номера, реквизиты банковских карт – незнакомцам.
Сегодня участились случаи хищения денег через торговые площадки, сайты знакомств.
– Продавец выкладывает объявление о продаже имущества на одной из торговых интернет-площадок, далее сразу находится покупатель. Предлагает отправить имущество курьерской доставкой, отправляет ссылку. Покупатель переходит по ней, вводит данные своей карты. И так с карты обманутой минчанки, которая хотела продать спортивную обувь, списали около 1700 рублей, – рассказал милиционер.
Ещё один 62-летний минчанин на этой же торговой площадке решил продать автозапчасти. Далее та же схема: ссылка на фишинговый сайт, ввод реквизитов, и буквально через пару минут списание денег с карты продавца. В этом случае мужчина лишился 3600 рублей.
– Существует похожая схема и на сайтах знакомств, – ответил Юрий Лукашевич. – Мошенники знакомятся с жертвой, а после предлагают сходить в кино либо театр, далее сбрасывают фишинговую ссылку для покупки билетов, где нужно ввести банковские данные своей карты.
Есть ещё такой способ как, переход по фишинговой ссылке на сайт интернет-банкинга любого банка. Гражданин вводит в поисковой строке «Интернет-банкинг…», переходит по первой ссылке и попадает на поддельный сайт. При входе в личный кабинет человек вводит логин и пароль – после чего злоумышленники получают доступ к банковскому счёту пользователя банка.
Пройти опрос и лишиться денег
В Центральное РУВД обратилось двое минчан, которые прошли опрос в Instagram и Facebook и лишились денег. В первом случае 9 тысяч рублей, во втором – 21 тысяча рублей. «Выиграй до 100 000 рублей за прохождение опроса» – так звучало обещание на рекламном объявлении.
– Текст и картинка в рекламе может быть разной, однако используется логотип Приорбанка и его фирменные цвета, – обращает внимание Юрий Лукашевич. – После того, как человек прошел опрос, его перенаправляют на фишинговую страницу якобы банка, где необходимо ввести пароль для входа в личный кабинет, а также код, который пришел на телефон.
После ввода кода мошенники списывают денежные средства с карты, а также могут оформить заявку на кредит.