Премьер-министр Великобритании обновила антирекорд почти 200-летней давности

Прощай, Лиз

Премьер‑министр Великобритании Лиз Трасс со скандалом покидает свой пост

Спустя рекордные 44 дня после вступления в должность госпожа Трасс сложила полномочия премьера Великобритании. Причиной самой громкой отставки октября стал уже характерный для смены хозяев резиденции на Даунинг‑стрит, 10, скандал: Лиз Трасс пала жертвой собственной некомпетентности и популизма. Состязаясь за право занять важнейший в королевстве пост, она летом обошла ближайшего конкурента Риши Сунака с помощью громких заявлений о грядущих экономических реформах, которые позволят вытащить Великобританию из затягивающей ее воронки небывалого кризиса.


Надо отдать должное, Трасс действительно рванула с места в карьер и уже в конце сентября вместе с новым главой казначейства афроангличанином Квази Квартенгом представила новый проект оздоровления британской экономики. В его основу положили установление налоговых льгот на фантастическую сумму в 45 миллиардов фунтов. В рамках концепции предполагалось реформировать регулирующую базу, отменить планировавшееся повышение корпоративного налога, изменить надбавки для банкиров. В число «льготников» попали и 600 тысяч наиболее обеспеченных англичан — давно готовящееся повышение налога на роскошь, таким образом, должно было уйти в небытие. Конечно, богачи только поблагодарили бы Трасс за сокращение собственных расходов. Но как быть с бюджетом, который остро нуждался в средствах для хотя бы частичного преодоления последствий введения незаконных санкций против Беларуси и России?

Да, похоже, никак: дуэт Трасс — Квартенг просто не предусмотрел в своем проекте реакцию парламента, общества, финансовых и фондовых рынков на такой радикальный и весьма спорный шаг. А она не заставила себя ждать: как только появилась первая информация о содержании предлагаемого законопроекта, английский финансовый сектор заштормило не по‑детски. Первыми ринулись избавляться от гособлигаций инвесторы, вполне обоснованно опасаясь падения кредитного рейтинга Туманного Альбиона. Британский фунт немедленно рухнул, впервые в истории почти сравнявшись в стоимости с долларом, — невиданное национальное унижение для чопорных англичан. А вот облигации госзайма, наоборот, набрали в цене почти 4,6 процента, что поставило под угрозу многомиллиардную схему государственной помощи домохозяйствам, пострадавшим от инфляции.
А что же Лиз? Из‑под усердно формировавшегося образа «железной леди» все чаще проглядывали черты истеричной дамочки: то с ее подачи руководство консерваторов угрожало потерей места в парламенте однопартийцам, то во время обсуждения экономических вопросов на заседании парламента госпожа премьер‑министр просто встала и ушла.
Оставленная отдуваться за нее лорд‑председатель Совета Пенни Мордаунт только пожала плечами: премьера, мол, вызвали по важным делам. Какие важные дела могут решаться во время заседания, где фактически решалась не только судьба скандального законопроекта, но и во многом определялось будущее ее карьеры на высоком посту, решительно непонятно.

А дальше все покатилось по наклонной. Ушел в отставку Квази Квартенг, на его место был назначен отменивший все сентябрьские художества экс‑глава МИД Джереми Хант, затем на волю попросилась и руководитель МВД Суэлла Браверман. В общем, начался тот же процесс, что заставил Бориса Джонсона перестать цепляться за власть и покинуть пост. Правда, Трасс оказалась менее стойкой, и уже в четверг Британия услышала от нее два заветных слова: «Я ухожу».


Лиз пробыла на посту всего 44 дня — это абсолютный антирекорд за всю историю существования поста премьер‑министра. 
Предыдущий «рекордсмен», тоже консерватор Джордж Каннинг, стал главой кабмина серьезно больным и скончался спустя 119 дней (8 августа 1827 года) и до 20 октября был самым короткоправящим премьером в истории. Однако август 2022‑го внес свои коррективы.

Чем же еще запомнилась Лиз Трасс, кроме своей безумной программы экономической реформы?

Именно в ее премьерство ушла из жизни Елизавета II, которая скончалась спустя три дня после вступления Трасс на свой пост.

Достигла самого низкого рейтинга одобрения среди англичан за всю историю подсчетов — в начале недели он находился в районе 10 процентов. Хорошо хоть, не 3.

Проиграла состязание в стойкости салату-латуку. В начале октября страстные любители пари предложили делать ставки на то, что случится раньше: сгниет недавно купленный лист салата или премьер уйдет в отставку. В итоге наряженный в парик латук победил, что поставившие на него и отпраздновали под национальный гимн в прямом эфире.

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter