Работа на результат
— Артак Каджикович, предлагаю начать нашу беседу с того, как в условиях санкций развивается промышленная кооперация в ЕАЭС?— Если говорить в целом по Евразийскому экономическому союзу, то экономический спад оказался менее глубоким, чем предсказывали многие эксперты. Согласно официальной статистике объем промышленного производства в ЕАЭС за 11 месяцев 2022 года остался практически на прежнем уровне по отношению к соответствующему периоду 2021-го, как и темпы роста обрабатывающей промышленности.
Однако нельзя не отметить, что разрыв производственных и логистических цепочек, сокращение экспорта, запрет на импорт технологий и оборудования, а также на поставки жизненно важных товаров, безусловно, негативно сказываются на развитии нашей экономики, и наибольшая часть сложностей коснулась Беларуси и России.
За период с января по ноябрь прошлого года снижение объемов производства в обрабатывающей промышленности в Беларуси составило примерно 6,5 процента по сравнению с 2021-м, в России — около 1 процента.
Наибольший спад в Беларуси наблюдается в химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и деревообрабатывающей промышленности. Между тем эти отрасли представляют большой интерес для кооперационного сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Важное направление многосторонней работы — углубление кооперации в авиастроении, начатое на площадке ЕЭК по поручению глав государств ЕАЭС в 2020 году. Уже сегодня Беларусь и Россия активно сотрудничают в сфере производства, ремонта и модернизации авиатехники, а также выпуска деталей и сборочных единиц.
Москва и Минск финансируют совместный проект в машиностроении. Речь идет о производстве лесозаготовительной техники на базе ООО «Амкодор-Онего», а именно харвестеров и форвардеров. В планах компании — расширить модельный ряд, увеличить объем выпуска до тысячи машин в год, повысить до 70 процентов уровня локализованных в странах ЕАЭС комплектующих, что позволит дополнительно создать до 500 рабочих мест.
В деревообрабатывающей промышленности российский лесопромышленный холдинг «Сегежа Групп» наладил сотрудничество со Светлогорским целлюлозно-картонным комбинатом в части поставки сырья и материалов (ежегодно Светлогорск поставляет около 5—7 тысяч тонн таллового масла и 20 тысяч тонн беленой целлюлозы), а также с Мозырским деревообрабатывающим комбинатом: предприятие намерено поставлять в Россию высокопрочные OSB-плиты для деревянного домостроения нового типа.
Еще один перспективный российско-белорусский проект (пока пилотный) — «Евразийский электробус». Он нацелен на популяризацию и развитие производства электротранспорта в ЕАЭС и будет реализован в несколько этапов.
Важный партнер
— Насколько успешно Беларусь сотрудничает с другими партнерами по союзу?— Помимо России, которая остается крупнейшим торгово-экономическим и инвестиционным партнером Беларуси, Минск, безусловно, развивает кооперационное сотрудничество и с другими странами ЕАЭС, например с Казахстаном. Минск и Астана уже запустили восемь общих проектов и один сейчас находится на стадии разработки с созданием 1,5 тысячи рабочих мест в отрасли машиностроения, производстве сельскохозяйственной техники. Предусматривается совместная проработка поставки 105 видов несырьевых товаров в различных отраслях.
В частности, реализуется проект по локализации производства кабин для тракторов МТЗ в Костанае (Казахстан). В настоящее время идет работа по закупке оборудования. Аналогичные планы есть также у МАЗа и «Гомсельмаша».
Одновременно белорусский «Могилевлифтмаш» выступил с инициативой о создании в Армении и Кыргызстане сборочного производства с частичной локализацией. В этих странах данные лифты хорошо знают, они пользуются высоким спросом. В Кыргызстане Беларусь также создает производство трансформаторов. И в то же время в белорусской промышленности активно применяются кыргызские радиаторы.
Выгодной темой для двустороннего сотрудничества Беларуси и Кыргызстана может стать и легкая промышленность. Здесь есть все предпосылки для создания совместного производства — белорусская сторона заинтересована в производителях шерсти, хлопка и кожи из Кыргызстана.
Я убежден, что образование новых кооперационных цепочек на пространстве ЕАЭС и дальнейшее развитие сотрудничества предприятий союза станут не только важными факторами для диверсификации промышленного производства Беларуси и России, но и стабильной опорой для дальнейшего роста экономик всех стран-партнеров.
Перспективный проект
— Вы упомянули пилотный проект «Евразийский электробус». Расскажите, пожалуйста, подробнее о его реализации.— На первом этапе вместе с уполномоченными госорганами и представителями бизнеса наших стран мы сформировали перечень критических комплектующих, узлов и материалов, а также составили список компаний, обладающих необходимым производственным и технологическим потенциалом. При поддержке Министерства промышленности Республики Беларусь проведено несколько выездных заседаний на предприятиях, заинтересованных в реализации этого проекта.
Кроме того, совместно с Национальной академией наук Беларуси подготовлены предложения по развитию электромобилестроения в странах ЕАЭС.
Подчеркну, что один из важных факторов для развития данного направления — создание зарядной инфраструктуры. И здесь мы планируем рассмотреть опыт Беларуси по строительству супербыстрого зарядного комплекса в Минске, который включает зарядные станции, систему накопления энергии, магазин безоператорной торговли и систему умного города.
Если такой опыт будет признан целесообразным для масштабирования в рамках союза, готовы сформировать дорожную карту по развитию супербыстрых зарядных комплексов в государствах ЕАЭС до 2030 года.
Дорога на завтра
— В последнее время все чаще звучит термин «технологический суверенитет». Какая работа проводится в импортозамещении? ЕЭК сформировала карту индустриализации ЕАЭС. Каким отраслям уделено приоритетное внимание?— Работа по импортозамещению в ЕАЭС ведется на системной основе. В отраслевом разрезе этим вопросом занимаются профильные экспертные группы на площадке промышленного блока ЕЭК. В их состав входят представители экономических министерств и ведомств, бизнес-сообществ и экспертных кругов стран союза. Общими вопросами импортозамещения в промышленности с 2018-го занимается рабочая группа высокого уровня (РГВУ).
Основные итоги деятельности РГВУ — формирование карты индустриализации ЕАЭС и подготовка предложений о пилотных направлениях работы по импортозамещению в государствах-членах. Речь идет об организации общих производств, стимулировании локализации иностранных производств на территориях двух и более государств-членов, поддержке совместного производства в ЕАЭС продукции импортозамещения, реализации межгоспрограмм и проектов по НИОКР, инновационном и технологическом развитии (в том числе на базе евразийских технологических платформ), а также учете накопленного в странах союза производственного потенциала.
В конце 2022-го РГВУ преобразована в Комиссию по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках ЕАЭС.
За 2021—2022 годы в ЕАЭС реализовано 25 проектов по импортозамещению на сумму свыше 21 миллиарда долларов в автомобильной, станкоинструментальной, электротехнической, химической, металлургической, медицинской и целлюлозно-бумажной промышленности, производстве подъемно-транспортного и грузоподъемного оборудования, строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, транспортного строительства.
Отслеживать реализацию совместных импортозамещающих проектов в союзе позволяет карта индустриализации ЕАЭС, размещенная на официальном сайте.
В текущей версии карта индустриализации включает 158 реализующихся проектов на сумму более 270 миллиардов долларов в 25 отраслях. Это металлургия (9 проектов), производство кокса, продуктов нефтепереработки и газохимия (15 проектов), производство строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники (15 проектов), химическая промышленность (26 проектов). Кроме того, карта содержит 669 технологических направлений в 30 отраслях, по которым либо уже налажено производство предприятиями союза, либо имеется промышленный потенциал для этого.
sichevich@sb.by
Фото SB.BY