Не так давно «Сельская газета» к 100-летнему юбилею со дня выхода первого номера опубликовала серию документальных очерков о первом ответственном редакторе, о главных редакторах, которые руководили газетой после войны, и о тех, кто десятилетиями создавал славу «сельчанке». Мы попытались через наших героев проследить ее биографию в самое разное историческое время. Именно в этой биографии крестьянской газеты нелегкая вековая судьба белорусской деревни. Казалось, сделано немало. И тем не менее оставалось чувство какой-то недосказанности. Где-то «потерялись» ответственные редакторы газеты 1930-х годов, на долю которых выпали, пожалуй, самые сложные периоды становления советской власти в нашем крае — время белорусизации, создания колхозов, надуманной борьбы с нацдемовщиной, репрессий, которое катком прошлось даже по белорусским отдаленным и глухим, как раньше говорили, медвежьим уголкам.
Вот почему мы не прекратили исследовательскую работу и попытались довести до минимума количество белых пятен в истории нашей деревенской газеты. Так что продолжаем летопись в юбилейном году.
Думаю, мне просто повезло, что в Президентской библиотеке нашлись подшивки газеты «Белорусская деревня» за первые четыре года ее существования. С пожелтевших страниц вдруг с каким-то укором выглянула несколько подзабытая наша история, а за каждой строчкой явно чувствовалось дыхание довольно любопытного и загадочного времени. Значит, придется вернуться в прошлое на миг, листая старые полосы газеты.
Сначала Гражданская война с головой втянула в свой омут все белорусское крестьянство. Ну а когда наконец-то установился мир и тишина, мужики впервые почувствовали себя настоящими хозяевами: по Декрету о земле многие батраки и бедняки получили на едока до пяти десятин земли и работали уже на себя, свободно и охотно, хотя головной болью пока еще оставались прежние путы отрубов, малоземелья, чересполосицы, дальноземелья — главные язвы царского наследия. А некоторые, кто вечно гнул спину на помещика и кулака, просто оказались не готовы вести свое хозяйство самостоятельно. Как раз им-то и надо было помочь советами. И Центральное бюро КП(б) Белоруссии моментально это почувствовало и тут же решило выпускать для советского крестьянства газету «Белорусская деревня» не как учебное пособие, а как шпаргалку-подсказку для агрономов, животноводов, землеустроителей. Это было очень мудрое и смелое решение, хотя в стране на обломках старого мира — разруха, голод и, главное, растерянность: как жить в совершенно новых и непривычных еще условиях?
В Минске на углу улиц Губернаторской и Подгорной в доме профессора медицины Свентицкого в квартире 13 составляется перспективный тематический план новой газеты. А там аж пятнадцать главных направлений! На долю ответственного редактора Степана Булата выпали вопросы культуры, медицины, союза рабочих и крестьян, народного просвещения (это и ликвидация безграмотности, и школьное строительство, и деревенские театры, и библиотеки). Михаил Куделько, он же белорусский поэт и писатель Михась Чарот, взялся курировать крестьянское хозяйство, снабжение деревни, продовольственное дело. Ну а партийная тематика осталась за Вильгельмом Кнориным — все-таки секретарь Центрального бюро КП(б)Б. Ему предстояло писать передовые, о положении дел в Советской России и за границей, комментировать аграрную политику и деятельность деревенских ячеек. Видно было, что возглавили газету опытные публицисты: Кнорин — организатор и первый редактор газеты «Звязда», Куделько и Булат — редакторы газеты «Советская Белоруссия».
Первый номер «Белорусской деревни» вышел 15 января 1921 года. Он и задал тон последующим выпускам — и по форме, и по стилю, и по языку. Язык, думается, как раз сознательно приравняли к простонародному говору завалинки: «прикопить деньгу на черный день», «зачинались новые времена», «вредная мысль… сплавливать на государство все заботы», «деревня тянет в партию». Редакция намеренно обратилась к читателю: «…возьми перо в руки и пиши сам обо всем. Пиши так, как умеешь. Не нужно умничать, стараться писать по-книжному». Поэтому и сами журналисты не умничали, а пытались «простым и понятным языком дать необходимые сведения…» землеробам, чтобы быть ближе к ним, ведь среди них грамотных-то было раз, два и обчелся. Газета тогда выходила два раза в неделю. Это только через года три она станет ежедневной.
Открывалась газета всегда передовицей. Это было «лицо номера», как бы установочная позиция редакции. Еще со времен А. И. Герцена, когда он в Лондоне издавал «Полярную звезду», она отражала самую важную на этот день тему, была броской, яркой, конкретной и обычно призывала к действию. А начало 1920-х для белорусского крестьянства — сплошное преодоление таких ситуаций, с которыми оно никогда не встречалось ранее. И «Белорусская деревня», словно поводырь, пыталась вывести его из «глухих медвежьих уголков» по непроторенным стежкам-дорожкам к свету совершенно новой жизни. Кроме того, предстояло вывернуть в нем наизнанку психологию мелкого собственника и вызвать у него прямо-таки живой интерес ко всем изменениям. Это было непредсказуемое время, когда обстановка в стране менялась не по дням, а по часам.
В середине года польское панство вдруг разразилось разными ультиматумами. В газете выходит передовица «Нас испугать трудно». Там четко сказано, что «мы не хотим войны», а враги полагают, что это объясняется «нашей слабостью», думают, что «теперь настал как раз тот момент, когда Советскую Республику можно обобрать как липку». Но они «жестоко заблуждаются». Поэтому «нужно победить голод и наладить наше хозяйство», тогда «мы станем сильнее и сговорчивее будут наши враги».
Тут же сообщается, что в Туровском районе вылавливают остатки балахоновцев, так что бандитизму на Мозырщине пришел конец. А мирная жизнь налаживается. В помощь крестьянам создаются посевные комитеты, которые выдают напрокат инвентарь и строят мастерские, чтобы его ремонтировать, обеспечивают семенами, выделяют лошадей. В фольварке Богдановичи Старосельской волости Минского уезда создана новая коммуна «Луч социализма». И хотя «фольварк в полуразрушенном виде: дом течет, гумно раскрыто, но организаторов это не смущает». Некто В. Г. Шкатулла даже стихотворный «Гимн Коммуне» написал. А Михась Чарот уверял: «Араты вольна будзе жыць, / Што сном было учора!»
Крестьянин с облегчением вздохнул, когда заменили продразверстку продналогом. Новая экономическая политика позволяла ему торговать излишками, не только арендовать землю, но и нанимать себе помощников. И Советское государство в деревне могло уже замахнуться даже на новый вид налога, чтобы вложить эти деньги в доведенное до отчаяния сельское хозяйство и не «печатать бумажки без счета».
Действительно, от разрушительной войны и жуткого голода в деревне создалось критическое положение: посевные площади и количество скота сократились, крестьянство обнищало, земли оказались в запустении. А без средств невозможно возрождение. Общегражданский налог пойдет «на улучшение пород скота, на мелиорацию, на кредитование, на содержание сирот, инвалидов, безработных, беженцев… на починку дорог и мостов, на строительство школ, больниц…»
А раз можно было брать землю в аренду, тут же подняли головы бывшие владельцы имений «Пнивода» и «Жаулки»: им захотелось использовать эти имения на любых условиях. Но нарком земледелия Белоруссии Адам Славинский через газету им разъяснил, что «бывшие помещичьи владения национализированы безвозвратно и земли их распределены среди трудового земледельческого населения». А «Белорусская деревня» четко ответила всем другим желающим, что по Декрету «помещик обратно земли не получит». Пусть все навсегда позабудут о своих имениях.
Закончился IV Всебелорусский съезд, где было «уделено внимание — совхозам, которые только начинают работать… лесам, которые так еще безжалостно грабятся». И делегаты, как пчелки нектар, понесли во все уголки молодой республики идеи наркома земледелия о кооперации…» Известно, что основа деревенской жизни — земля. А у нас еще много болот, и «это же капитал в сундуке под замком». В одиночку его никак не открыть. Значит, надо создавать мелиоративные товарищества. Не зря же Адама Славинского считают собирателем земель белорусских в коллективные хозяйства. Именно он занялся организацией артелей, коммун, товариществ по совместной обработке земли, совхозов. Именно так Адам Семенович решил поставить на ноги белорусского мужика.
Как-то в газете появился анонс: «Сегодня мы печатаем статью всебелорусского старосты т. Червякова. В ней т. Червяков дает ответ тем крестьянам, которые откликнулись на его призыв писать ему через нашу газету… Получат ответ и те, которые и впредь будут нам писать». Александр Григорьевич выделил из них три группы. Это письма о работе советских органов на местах, те, где речь идет о недостатках советского законодательства, и — письма личного характера. Он считает, что все они «полезны для советского строительства», предлагает продолжать писать в «Белорусскую деревню». Потом председатель Парламента и руководитель Правительства Белоруссии стал чаще общаться с крестьянами через газету.
А в конце года в Нескучном саду Москвы открылась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. И делегацию белорусских экскурсантов-крестьян из пяти человек принял всесоюзный староста М. И. Калинин. Он сначала нашим крестьянам передал привет, а потом просто удивил: «…все, что они рассказывают в своей крестьянской газете «Белорусская деревня», мне известно, и многое из того, что говорится в этой газете, я использую в своей работе». И тут же показал газеты, где были его записи и пометки на полях.
Как-то Михаил Иванович прочитал крохотную заметку «Мостик — не мостик, а одна мука». В ней говорилось, что «через речку Морач около местечка Семежева Слуцкого уезда проложен мостик по дороге к паровой мельнице, а сам-то мостик — не мостик, а одни слезы. Посередине мостика не хватает одного бревна… Не лучше ли отыскать одно бревно и заладить мостик, чем каждый раз нырять в грязь». Его это очень впечатлило: «Какой журналист обратил бы внимание на какой-то мостик, когда у нас тысячи таких мостиков… Передовицу пропустят, а о мостике прочтет вся округа, корреспонденция… родит новых корреспондентов, заведет связь деревни с газетой. Наконец, сама газета таким общением входит в крестьянский быт, делается предметом домашнего обихода». И заключает: «Видимо, хорошо ведется «Белорусская деревня». Поместить такую корреспонденцию… значит понимать толк в крестьянской жизни… Насколько я могу проследить, в газете принимают участие рядовые крестьяне, вынося на свет мелкие картины деревенского быта».
Когда газете исполнилось три года, редакция обещает «привлекать не только агрономов, но и самих крестьян» и намерена «через год иметь не менее 5000 подписчиков и не менее 1000 сельских корреспондентов». Высказались и селькоры.
Некто Громбовой достал номер у товарища, и газета ему понравилась: там «все наше селянское житье-бытье». И потом он сам стал «лепить» одну за другой заметки…» Ему пришлось много «выслушать упреков со стороны кулачья, самогонщиков, несознательного крестьянства и даже чиновников волисполкома, которые советовали бросить это грязное дело — писать в газету». Даже пришлось «и побои перенесть от разгулявшихся самогонщиков».
А вот селькор Копаевич из деревни Леонцевичи Сенницкой волости Минского уезда вспоминает: когда вышел первый номер газеты, «деревня в то время была одинока. Партийные работники иногда заглядывали только в центр волости. Медвежьи же уголки оставались без живого слова. По таким темным углам сидели слуги и лакеи панов… и распускали всякие нелепые слухи. «Белорусская деревня» сразу стала проникать в эти темные крестьянские хаты, разъяснять значение советской власти… Три года тяжелой, упорной борьбы с деревенским невежеством, со всеми злоупотреблениями должностных лиц… Деревня слушает «Белорусскую деревню», как лучшего советчика, как лучшего агронома».
Владимир ЛАНДЕР
(Продолжение следует.)
Всесоюзный староста Михаил Калинин делал пометки на полях «Белорусской деревни»
Продналог на дырявый мосток
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.