Судя по цифрам статистики, наша мебельная промышленность на взлете. Буквально пару лет назад мы радовались, что число профильных производств в стране увеличилось до шести сотен. Сейчас же можно смело говорить о том, что их число удвоилось — почти до 1,3 тысячи. Причина для столь бурного роста, по мнению экспертов, в появлении собственной сырьевой базы. А именно в создании современных плитных и фанерных заводов на модернизированных предприятиях деревообработки.
Недавно в Правительстве рассматривали ситуацию с экспортом. В докладе МИД прозвучало: страна уменьшила экспорт ДСП. «Я слушаю и начинаю радоваться: ДСП, которую мы раньше отгружали с ОАО «Ивацевичдрев» на внешние рынки, сегодня используется внутри страны для производства мебели. А ведь раньше техсырье, из которого делают плиты, мало перерабатывалось», — подчеркнул в беседе председатель концерна «Беллесбумпром» Юрий Назаров. По его словам, все модернизированные предприятия стали на ноги. Правда, не все еще могут порадовать финансовыми успехами, несмотря на физическое увеличение производства. В отстающих здесь разве что фанерщики. На экономику влияет катастрофическое, как характеризуют сами промышленники, падение цен на внешних рынках. Например, на ДСП — на 15 процентов, или меньше 145 долларов за кубометр. Но если в этом случае вроде бы нащупали дно, то по другим позициям падение продолжается. Специалисты называют несколько причин. Во-первых, сказалось выросшее предложение деревообработки. Ведь во время повышенного спроса и лакомых цен во многих странах наращивали мощности и строили новые заводы. Во-вторых, замедление мировой экономики. По прогнозам, тенденция сохранится в ближайшее время.
Впрочем, хоть и отчасти, но свое плечо подставляют мебельщики. Здесь объем производства по итогам года, как ожидается, превысит 630 миллионов долларов — почти на 10 процентов больше, чем в 2018-м. Это без учета стараний микроорганизаций. На экспорт, планируется, уйдет большая часть произведенного: в деньгах — на 600 миллионов долларов. Треть этой суммы принесут поставки в Евросоюз. Именно западные страны сейчас рассматриваются как приоритетный рынок сбыта. Такую стратегию разделяют в том числе и в концерне «Беллесбумпром», в состав которого входит полтора десятка крупных производителей. Их доля в страновом объеме выпуска и экспорта колеблется в пределах 25—30 процентов. По словам председателя концерна, 70 процентов выпускаемой мебели идет за границу, в три десятка стран. Продают нашу мебель даже в монгольские юрты.
При этом доля российского рынка год из года сокращается и сейчас составляет чуть меньше 60 процентов. Но соседнее направление все равно останется основным, разве что уйдет в сторону премиум-сегмент, прогнозируют в концерне. Потому и упор делается на страны ЕС, исходя из логистики, культуры потребления и производства, схожего менталитета. К этому подталкивает и складывающаяся конъюнктура: у традиционных лидеров — итальянцев, поляков, румынов — растут издержки. На этом фоне, говорят, мы можем привлечь более низкой ценой и сопоставимым качеством даже жителей богатых скандинавских стран.
Важно подчеркнуть: в Евросоюз поставки уже идут не раз от раза, а постоянно и даже через торговые сети. Например, через известный каталог «Отто» и крупную польскую мебельную сеть «Агата». Более того, некоторые наши предприятия начинают выполнять заказы крупнейших европейских производителей мебели. Причем выпускают не только элементы, но и готовую мебель.
Такая кооперация, кстати, одна из перспектив развития отрасли. Даже тем, кто сейчас успешно строит и развивает собственные бренды и товаропроводящую сеть, все равно часть объемов придется переводить под крупные сети, поделился видением зампредседателя концерна «Беллесбумпром» Михаил Касько.
Психология потребителей меняется. Им уже не нужны диваны, столы и кухни на века. Наоборот, спросом пользуются бюджетные и универсальные модели и дизайны, которые легко выбрать с помощью интернета и с которыми не жалко расстаться через несколько лет. Думается, действующим и будущим производителям есть еще где развернуться.
druk@sb.by
Продажи мебели под новым углом
Продажи без скрипа
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
МАЛЫЩИЦ Вероника