Михаил Хотянович.
Девятиклассник Михаил Хотянович мастерскую оборудовал в подвале своего дома: листы фанеры, рубанок, лобзик, болгарка. Парень легко управляется с электроинструментом. По нынешним временам, когда многие его ровесники ничего тяжелее смартфона в руках не держали, умение редкое. Первый ППШ Миша сделал вместе с дедушкой еще в 4-м классе. Говорит, насмотрелся фильмов про войну, сам нарисовал чертеж, а вырезали пистолет-пулемет из цельного дерева. С того момента, вспоминает парень, все и началось:
— Увидел как-то ролик одного блогера, который подсказал, что вместо дерева нужно склеивать листы фанеры, так как это упрощает монтаж механизмов. Мои макеты ведь не только идентичны оригиналам до миллиметра — в них работают затворы, курки, у автомата снимается магазин. Для имитации металла я использую черную краску, а для эффекта потертости — серебрянку.
«Считаю себя патриотом — это тот, кто всегда верен своей Родине».ППС, ППШ, СПШ-44 — ничего не говорящие дилетанту аббревиатуры после презентации автора выставки начинаешь воспринимать как непростительный пробел в знаниях. Ведь это оружие Победы!
Миша о каждом экспонате готов рассказывать бесконечно:
— ППС — пистолет-пулемет Судаева в 1942 году производился на оружейном заводе в блокадном Ленинграде. В то время как в осажденный город по Дороге жизни шло продовольствие для ленинградцев, обратно из города вывозили не только беженцев, но и новое оружие. Рассказывая об этом экспонате школьникам, я говорю им, что тогда за станками приходилось стоять нашим ровесникам и это был их вклад в Победу.Автомат Калашникова, винтовка Мосина, пистолет-пулемет «Кедр», штык-нож, ракетница, лимонка… Каждый экспонат хочется перепроверить на ощупь — не может быть, что он из фанеры! По словам директора Глусского районного историко-краеведческого музея Натальи Акулич, коллекция вызвала настоящий ажиотаж:
— Сначала мы попросили Мишу устроить выставку своих работ к открытию новой экспозиции «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». В нашем районе фашистские каратели уничтожили полностью либо частично 45 деревень, шесть из них так и не возродились. Затем к
9 Мая мы устроили арт-площадку музея под открытым небом и снова его пригласили. Так Мише некогда было даже каши поесть из полевой кухни, потому что к нему без конца подходили, расспрашивали, просили сфотографироваться.
Михаил демонстрирует свои макеты посетителям Глусского историко-краеведческого музея.
Отец Михаила считает, что патриотическое и трудовое воспитание — профилактика подростковой преступности. Валерий Хотянович — подполковник милиции, возглавляет в райотделе уголовный розыск. Валерий Николаевич показывает семейную реликвию — приказ о награждении прадеда медалью «За отвагу», второй прадед был партизаном:
— Как-то я возил Мишу на реконструкцию боя на «Линию Сталина», потом во дворе нашего дома он лет в одиннадцать из старых досок собрал танк КВ-2 с гусеницами, башней — детвора сбегалась со всей округи. На День Победы Мишина выставка соседствовала с теми, кто увлечен военной реконструкцией (наш военком и заведующий районным отделом БТИ). И разница в возрасте тут не играет роли, когда есть то, что объединяет, — память.
После школы Михаил планирует поступать в Военную академию:
— Мой старший брат Никита учится на военного врача. А я хочу стать пограничником, носить форму. На каникулах думаю пополнить свою коллекцию: в музее истории Великой Отечественной войны увидел пистолет-пулемет Дегтярева, еще хочу сделать пулемет Максима.
Меня пригласили поучаствовать в реконструкции на «Линии Сталина» ко Дню Независимости — в настоящей военной форме красноармейца образца 1945 года, как была у моего прадеда, тоже Михаила. Призвание защищать Родину в нашей семье, наверное, в генах.СКАЗАНО
— Патриотизму нельзя научить. Можно только показать пример своей искренней любовью к родной земле, гордостью за достижения своего народа, бережным отношением к историческому наследию…
Александр Лукашенко на VI Всебелорусском народном собрании, 11 февраля 2021 года.
kukshinskaya@sb.by