— Мы проводим тренинги со старостами, лидерами групп. Наша задача обучить ребят правильному питанию, чтобы правильно составить свой рацион и избежать таких проблем, как язва и гастрит. Лучше всего питаться в студенческих столовых, где работают профессионалы.
Отвлечь от фастфуда — одно. Но дать в альтернативу дешевую столовую, на которой нет смысла экономить карманные деньги или стипендию, — дело посложнее.
Данное некоторое время назад Президентом поручение навести порядок в студенческих столовых молодежь, а больше даже родители, восприняла с воодушевлением. Ведь, согласитесь — несправедливо, когда в одном вузе есть все условия, чисто и аккуратно и поесть можно за копейки, даже на один рубль 75 копеек, а в другом — лишь на второе блюдо нужно рубля три и комфорт не из лучших. Встречаясь с активным студенчеством, что стало хорошей традицией, Президент не раз давал четко понять — молодежь в обиду не даст:
— Государство никогда не оставит молодых людей один на один со своими проблемами. Мы готовы выстраивать наши отношения с молодежью на полном взаимном доверии. Государство сделает все для реализации конкретных мер, направленных на улучшение положения молодежи в стране.
И вот — сентябрь. Студенты отдохнули от стрессов на экзаменах. С головой после лета уходят в учебу. А для столовых стресс–тесты только продолжаются. Сначала в апреле, потом и в июне прошли два масштабных мониторинга исполнения поручений Президента. Чистота, соблюдение СанПиНов и, главное, ценообразование, причем без недовесов, — в центре внимания. Начальник управления КГК Елена Масурновская делится подробностями:
— 114 человек были привлечены к дисциплинарной ответственности. В том числе 9 проректоров вузов и 16 ректоров вузов. Девять работников общепита были освобождены от занимаемых должностей. Руководители трех вузов были привлечены к ответственности дважды.
Фактически еще весной средний чек в студенческой столовой был 4 рубля. Это если не шиковать. К слову, самой дорогой оказалась столовая БГУ. А дешевле и разнообразнее кормили в БНТУ. В месяц возьмем 20 учебных дней. Получается, студенту, только чтобы пообедать, нужно оторвать от сердца рублей 80. Это почти вся стипендия при успеваемости в семь баллов.
Но были примеры, когда нормально пообедать можно было за 1 рубль 75 копеек. Получаем 34 рубля в месяц. Разница существенная. Но еще важно, обращает внимание Елена Масурновская, чтобы и порции соответствовали нормам:
— Недовес на одной порции мог достигать 25 процентов. А сколько всего студентов! В вузах регионов применялись разные наценки. Если в регионах одни, в Минске другие. Если в Витебской области — 40 процентов, то в Минске — 50, а в Могилевской — 55 процентов.
Рубль 75 за обед — не всем представителям студенческого общепита пришлись «по зубам». Всплыли застаревшие проблемы — посредники в поставках продуктов, порядок использования кассовых аппаратов, истекшие сроки годности продуктов, уменьшенные порции. Проведена ли работа над ошибками? Заручившись поддержкой Комитета госконтроля и профсоюзов, мы решили посмотреть, что изменилось за лето.
Первый пункт — Могилевский университет продовольствия. Где, как не здесь — и преподавателям, и студентам, — знать все о вкусной и здоровой пище. Отправляемся прямиком в столовую. Что видим в меню? Салат из морской и белокочанной капусты — 42 копейки. Суп «Картофельный гороховый с птицей» — 37 коп. На рубль 75 здесь уже можно что–то взять.
Одно из самых частых нарушений — несоответствие веса блюда с заявленным в меню. И первым делом представитель госконтроля Тамара Белягова на весы отправляет шницели и блинчики. Вес как в аптеке. Даже удивительно, как можно добиться точности грамм в грамм. И на блинах, и на биточках, и на сырниках — таких популярных у студентов! Дальше смотрим на сроки приготовления продуктов. В холодильниках хранятся салаты. Их готовят небольшими порциями и сразу на реализацию. На всех указано время приготовления.
Вопрос о поставщиках не праздный. Ведь чем дороже исходные продукты, тем выше цены в меню. Но и выбор поставщиков по ценовому признаку (где дешевле), если честно — настораживает. Ведь из дешевых, но плохих продуктов обед с низкой ценой сделать можно, но вряд ли это аппетитно. Логичное предложение — заглянуть глубже за кулисы вузовской кухни. В принципе — картина радует. Продукты отменные. Проректор МГУ продовольствия Валентин Крюковский комментирует:
— Все замечания, которые были вынесены нам, до начала учебного года устранены. Закуплено новое оборудование.
Создана еще и общественная комиссия. В вузе ее возглавила проректор Ольга Мацикова. Говорит, от решения приобщить к общественному контролю самих студентов выиграли все.
На просьбу оперативно собрать полноценный комплекс на сумму до двух рублей нам представили три. Хороший результат.
В ценообразовании, кстати, после мониторингов выработали общие правила для столовых. Над этим поработало Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Начальник отдела МАРТ Елена Синельникова объясняет:
— Применение максимально допустимой торговой надбавки к отпускной цене производителя и импортера нацелена на то, чтобы исключить число посредников. Ранее были случаи, когда предельная надбавка могла идти от цены поставщиков, что завышало стоимость питания в учреждениях образования.
Продолжает мысль Елена Масурновская:
— Уже с 27 августа во всех вузах применяются единые торговые надбавки.
А мы отправляемся в Белорусский государственный педагогический университет. Здесь две столовые, два кафе и шесть буфетов. Одно из основных нарушений, выявленных ранее, — занижение порций. Когда в меню, например, котлета — 100 граммов, а на выходе — 75.
В столовой в главном корпусе за лето сделан косметический ремонт. Но нас больше интересует кухня. Вес шницеля, взятого прямо с раздачи, не подвел. Но в холодном цехе уже были вопросы. Из недостатков — непромаркированные весы, нет отметок, когда приготовлены некоторые продукты. Заготовки для салатов тоже не подписаны. Впрочем, эти недочеты быстро устраняются. А обед по минимальной цене у нас получилось собрать за 2,24 рубля: суп, котлета, рисовая каша, салат, кусочек хлеба и компот.
Директор торгового комплекса БГПУ Татьяна Рожкован комментирует:
— Не смогли на рубль 75? Это потому, что курица подорожала. Мы работаем по последним торговым инструкциям. Со снижением торговой наценки на молочную продукцию. Но цена производителя стала выше, чем в прошлом учебном году.
А мы направляемся в частный вуз — «БИП — Институт правоведения». Выбрали его вот почему. Еще весной из питания студентам здесь предлагали лишь кофе из автомата. У частников, между прочим, во время весенне–летних мониторингов нарушений оказалось немало. И доходило до абсурда, как с этим аппаратом. Одно из проверенных учебных заведений вовсе заявило о несуществующем договоре на питание в столовой автопарка. Институт правоведения, где учились, к слову, многие известные люди страны, после мониторинга сразу заключил договор на питание в столовой напротив. Договор датирован маем. Но в столовой об условиях договора не в курсе. И это стало, видимо, сюрпризом для руководства вуза. Здесь никак не ожидали увидеть съемочную группу, а уж тем более госконтроль. Выбрав минимум из самого дешевого, мы получили 4 рубля. Девушка, на подносе которой был салатик и компот, отвечая на наш вопрос «Почему так мало?», явно слукавила: «Не голодна».
Руководитель предприятия общепита работает в должности только две недели. Поэтому полностью в курс дел еще не вошла. Но твердо пообещала вместе с бухгалтером составить в ближайшее время комплексы ценой до 2 рублей. Первый проректор БИП Василий Бонько тем временем заверил — скоро вуз найдет место и для собственной столовой, где все вопросы с питанием будут решены:
— Будем комплекс реконструировать и создавать собственный пункт питания. Постараемся выдержать конкуренцию, поскольку здесь пунктов много и конкурировать сложно.
Для полноты картины мы отправились в гуманитарный колледж УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» за примером успешного государственно–частного партнерства. В этом учебном заведении уже год, как объект питания отдали в руки частнику. Внешне это даже не столовая, а полноценное кафе. Обеды — дешевые. Но владельцам удается организовать рентабельную работу. Директор частного предприятия Наталья Бернатович делится секретами успеха:
— Во–первых, у нас стоит современное оборудование, которое менее энергоемкое, более энергоэффективное. Во–вторых, мы стараемся работать только с первыми поставщиками, соответственно продукция по ценам первых поставщиков, что сказывается на стоимости. Если мясо, то крупнокусковое. Если рыба — то не филе, а тушки. И повара ее на месте разделывают. Ну и, в–третьих, у нас штат достаточно маленький. Поэтому мы экономим на зарплатных ресурсах.
Директор колледжа Наталья Волкович сотрудничеством довольна:
— Наши арендаторы готовят как для себя. Очень вкусно, очень калорийно. С учетом пожеланий детей следят за тем, чтобы всё съедали. У нас нет отходов. Можно и дешевле, чем на рубль 75, пообедать, можно чуть дороже. Но не более 2,5 рубля.
Государство вмешалось в регулирование цен в студенческих столовых. Молодежи — плюс. Правда, груз ложится или на вуз, или на предприятие общепита, которое обслуживает столовую. Вопрос только, что этими благами — обедами до двух рублей — пользуются все. Ведь не везде столовые — это закрытые территории, где питаются исключительно студенты.
Кроме ухода от посредников, скидок для студентов по студбилетам, во время съемки мы услышали немало интересных предложений, как обеспечить студентов обедом до 2 рублей. Одно из них — и вовсе создание единого оператора для вузовских столовых. Ведь чем больше объемы, тем больше шансов регулировать и снижать закупку продуктов, оптимизировать свои затраты.
Наш импровизированный рейд закончится рядом рекомендаций от госконтроля в адрес вузов. Но работа на этом не остановится. К декабрю будет сформирован общий документ о состоянии дел в отрасли после массированных мониторингов выполнения президентских поручений. Времени не так и много на комплексную работу над ошибками. И главное — чтобы эффект «отличников» продержался потом на долгие годы, а не до ухода съемочных групп и контролеров.