Что даст Беларуси участие в инициативе «Пояс и путь»

Притяжение инвестиций

Центр мировой гравитации возвращается на Восток. Азию сегодня называют не иначе как регионом XXI века. Там сконцентрировано почти 30 процентов мирового ВВП, и эта цифра будет только расти. В том числе за счет возрождения Великого шелкового пути.

В  2013 году Китай инициировал мегапроект «Один пояс и один путь», предложив соединить Азию с Европой и Африкой единой сетью автомобильных и железных дорог, морских путей и трубопроводов. Для этого Пекин не жалеет денег и вкладывает десятки миллиардов долларов. Аналитики подсчитали, что к 2030 году счет пойдет уже на триллионы. Что стоит за этой глобальной инициативой и какие выгоды она сулит Беларуси?


В Древнем Китае говорили: «Хочешь стать богатым, построй дороги». Впрочем, не только говорили, но и делали. Две с лишним тысячи лет назад благодаря мудрости и предприимчивости китайцев впервые был проложен торговый путь с Востока на Запад. В Европу везли шелк, который ценили дороже золота. Обратно загружались солью, овощами, специями. Тогда все были довольны. Сейчас, по сути, история повторяется. Почему? Человечество устало от столкновений геополитических концепций и идей. Ведь в войнах и конфликтах всегда есть победители и побежденные. А можно ли направить развитие в такое русло, чтобы в выигрыше были все? Инициатива «Пояс и путь» преследует именно такую цель. В Китае почувствовали мощный исторический запрос на безопасность и справедливость и предложили реанимировать Шелковый путь не просто как торговый маршрут, а в качестве канала обмена новыми идеями, знаниями и технологиями, как пространство для диалога цивилизаций. Это еще и принципиально иная схема международных отношений, когда сильный прокладывает себе дорогу на новые рынки не угрозами, санкциями и крылатыми ракетами, а инвестициями в развитие инфраструктуры тех стран, которые будут поддерживать идею «Пояс и путь».

О сотрудничестве с Китаем договорилось уже полторы сотни стран. Китайские компании и банки выходят на внешние рынки с проектами строительства высокоскоростных железных дорог и автомагистралей, мостов, электростанций и индустриальных парков, прокладывают многочисленные нефте- и газопроводы, обустраивают морские порты, запускают новые авиарейсы.

За счет этого расширяется торговля, привлекаются инвестиции в развивающиеся страны, растет их  экономика, создаются сотни тысяч рабочих мест, на которых трудятся местные жители. Фактически речь идет о новой модели глобализации, суть которой определяется простым принципом «кто торгует, тот не воюет».

Китай готов взять на себя роль локомотива мировой экономики. И все больше государств придерживаются принципа совместного производства, строительства и использования. Подтверждением тому стали итоги недавнего международного форума «Пояс и путь» в Пекине. Его участники подписали контракты на сумму свыше 64 миллиардов долларов.

Инфографика БЕЛТА

Такой расклад все более беспо­ко­ит США. Американское анали­ти­ческое агентство Stratfor прямо объявило, что цель США на 2019 год — противодействие инициативе «Один пояс и один путь». Корни этого недовольства уходят во времена китайского реформатора Дэн Сяопина. Именно тогда Вашингтон в обмен на торговые льготы поставил перед Пекином условие торговать с Западом только в долларах. Получив огромный рынок сбыта, Китай стал стремительно развиваться, а доллар укрепил свое положение в качестве мировой валюты. Золотовалютные резервы (а это более трех триллионов долларов) китайцы также хранят в долларах. До поры до времени это не вызывало большого беспокойства. Но теперь излишки финансовых ресурсов Пекин решил использовать в качестве инвестиций и кредитов другим странам. Естественно, в США не могут спокойно наблюдать за тем, как вторая экономика мира избавляется от долларов и тем самым расчищает почву для нового экономического рывка. Востоковед Алексей Маслов обращает внимание на еще одно обстоятельство:

— В Китае за последние годы выросли зарплаты, объемы социальных выплат по компенсациям и пенсии. В силу этого подорожали их товары и стали менее конкурентоспособными. Единственный способ их удешевить — это снизить стоимость доставки, поставив под контроль мировую инфраструктуру. Проект «Пояс и путь» направлен как раз на решение этой задачи.

На форуме в Пекине Президент Александр Лукашенко озвучил предложения белорусской стороны по развитию глобальной инициативы:

— Во-первых‚ это формирование цифровых транспортных коридоров, прежде всего между Китаем и Европой. Применение современных спутниковых навигационных пломб позволяет убрать излишние таможенные и иные досмотры, сократить время движения контейнерных поездов почти на неделю. Второе — упразднение разрешительной системы международных автомобильных перевозок, что станет дополнительным стимулом для развития транспортно-логистической деятельности. В-третьих, активное укрепление взаимосвязи инфраструктур. Нужны дальнейшая реконструкция приграничных станций, автомобильных и железных дорог, мостов, создание мультимодальных транспортных узлов. Взаимосвязанная инфраструктура — базовый элемент развития через сотрудничество.

Беларусь — одна из первых стран, которая не просто поддержала концепцию Шелкового пути, но и начала ее практическую реализацию на своей территории. Плюсы такого сотрудничества наглядно демонстрирует индустриальный парк «Великий камень», который стал жемчужиной в Экономическом поясе Шелкового пути. В нем зарегистрировано уже более 40 резидентов из разных стран. Это не просто логистический хаб, как пытаются представить некоторые эксперты. Он постепенно становится международным высокотехнологичным кластером, центром притяжения инвестиций в сферах электроники и телекоммуникаций, фармацевтики и биотехнологий, машиностроения, новых материалов, производства лазерного оборудования и беспилотных комплексов, самых продвинутых компаний.

Главное преимущество Беларуси — выгодное географическое положение. Наша страна, по сути, последняя остановка перед ЕС, что отводит Беларуси стратегическую роль в реализации планов Китая, отмечает директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов:

— Имея экспортно ориентированную экономику, мы постоянно будем сталкиваться с проблемами доступа к рынкам сбыта и сырья. Правила игры всюду меняются. И мы становимся, с одной стороны, более уязвимыми, с другой, более сильными и подготовленными. То, что мы выдержали в последние пять лет после начала украинского кризиса, редкая страна выдержит. Чтобы сразу рухнули и российский рынок, и украинский, да еще и рынок ЕС в силу падения мировых цен на нефть. Та ситуация, в которой мы оказались после начала кризиса в Украине, она, с одной стороны, очень рискованная. Даже в период противостояния с Западом в советское время не было в Европе долголетней войны. С другой стороны, впервые в истории мы стали тем «горлышком», через которое идет сухопутный транзит между ЕС, Россией и Азией.

В самом деле, Украину как страну-транзитера Китай в силу известных причин пока не рассматривает. Большинство других стран по маршруту Шелкового пути также не могут похвалиться такой стабильностью, которая присуща Беларуси.

— Наше положение уникальное и его надо использовать для решения проблем национальной безопасности в широком смысле, обновления производства, чтобы оно было конкурентоспособным в условиях, когда развитые страны переходят к новой индустриальной революции, — резюмировал Юрий Шевцов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter