Энергичная, стремительная, неутомимая — такие слова приходят на ум при встрече с Татьяной Лугиной, главой концерна «Беллегпром». Вчера она побывала на камвольном комбинате, сегодня присутствует на международной выставке в Москве, а завтра по телевизору покажут ее рабочую поездку в Зимбабве. Неудивительно, что заполучить Татьяну Алексеевну на интервью было тем еще квестом, — приходилось мчать через весь город, несколько раз встречи срывались. Но для корреспондентов «СБ. Недели» нет ничего невозможного.
Находить, заводить, мотивировать
— На многих мероприятиях, связанных с деятельностью «Беллегпрома», вы присутствуете лично. Стремитесь держать все под контролем?
— Исходя из немалого управленческого опыта, могу сказать, что в любой организации, не важно, какого она масштаба и сколько там задач, присутствует этакая прокрастинация. Мол, если на выполнение чего-то отведено три месяца, в первые два можно особенно не напрягаться, в третий догоним. В итоге результат суматошной работы получается как блин непрожаренный: слеплено лишь бы как. Поэтому часто мне приходится выступать в роли диспетчера.
— Образный пример из области кулинарии, это интересно. Любите готовить?
— Не то чтобы люблю, но могу. К слову, о блинах — абсолютно ровно отношусь к сладостям и мучному, хотя семья это любит. Я предпочитаю мясо в любом виде — от сырого до разной степени прожарки, перченое, соленое и копченое.
— И как же избавиться от непрожаренных блинов? В смысле изменить ситуацию с выполнением задач…
— Главное — любить дело, которым занимаешься. Если оно тебе нравится, ты живешь предприятием, направлением, продукцией, коллективом — успех обязательно придет. Бывает, даже на время не смотришь и осознаешь, что день прошел, только когда за окном становится темно.
Я никогда не пойму тех людей, которые приходят и говорят: вот моя планка, выше я не могу, можете меня увольнять. Что это? А как же — стараться, стремиться, совершенствоваться?
Хороших людей на предприятиях очень много, но им зачастую нужны лидеры — не важно, формальные или нет. Преданные профессии, любящие свое дело — они и коллектив за собой поведут! А если еще у руководства глаза горят и подчиненные это видят, на самом деле можно сделать очень многое. Люди и работать будут сколько угодно, и идеи у них есть. Просто их нужно находить, заводить, мотивировать, чтобы они хотели высказываться, были активными членами команды.
— Такие коллективы, наверное, годами складываются.
— Безусловно! Особенно важно, когда команда управленцев подрастает на заводе, пройдя все ступени карьеры. Если постоянно приходят новые люди со стороны, это чувствуется. Им нужно вникнуть, понять процессы, найти контакты с коллегами и подчиненными. Темпы работы замедляются. А ведь деятельность каждого предприятия влияет на результат всего концерна. Действительно кадры решают все. Важен масштаб личности, а он формируется непосредственно на производстве. Когда руководитель становится таковым не потому, что университет окончил, а потому, что прошел все ступени, почувствовал вкус конвейера, цеха и стал реальным хозяйственником.
Глава «Беллегпрома» всегда лично контролирует важные для концерна события.
Секрет улыбки и походки
— Вы ведь и о себе говорите? После Витебского технологического университета работали комплектовщиком материалов, кроя и изделий, конструктором одежды, замначальника художественной мастерской, главным инженером. Несколько лет возглавляли фабрику «Полесье». Не скучаете по ней?
— Скучаю без реальной работы. Задачи руководителя отрасли — координация деятельности предприятий, администрирование. В концерне мы даем рекомендации общего характера, управленческие посылы, разбираем технологические схемы, пишем планы мероприятий, дорожные карты. Но мы далеко, мы в Минске, а люди на местах.
Кто такой хозяин? Это человек, который каждый рабочий день начинает с обхода территории. Ему необходимо заглянуть в каждый цех, каждый угол, оперативно посмотреть информацию за предыдущий день, определить, где узкое место, по какой причине где-то что-то притормаживает. Это оперативная деятельность, мне ее не хватает. Очень болезненно видеть на каком-либо предприятии несбалансированные процессы, пробуксовку тех или иных направлений.
— Складывается впечатление, что вы очень дисциплинированная. Иначе, наверное, невозможно так много работать?
— Признаться, иногда хочется немного замедлить темп. Но инертность может привести к очень серьезным последствиям. Когда понимаешь, что за каждой минутой бездействия стоит благополучие людей, конкурентоспособность продукции, экономика страны в целом, хочется, чтобы колесо крутилось еще быстрее. Глава государства, члены Правительства трудятся сегодня в гораздо большем темпе. На самом деле людей, которые толкают это колесо непрерывной работы, не так уж много. Большинство помнит, что согласно Трудовому кодексу рабочий день длится 8 часов, и не готовы делать что-то сверху. На первом месте стоят здоровье, дети и семья, личностные ощущения вроде «устал — не устал». Что ж, это их право, у каждого свои приоритеты. Но я считаю, что надо выкладываться по максимуму.
— Семья вас хоть иногда видит?
— Видит, но нечасто. (Смеется.) Как правило, у меня один выходной — воскресенье. Примерно раз в два месяца бывают свободными суббота и воскресенье. Тогда первый выходной я посвящаю делам по хозяйству. Получается, это в некотором роде тоже рабочий день, просто вид деятельности меняется, мозг переключается. К концу воскресенья я даже замечаю, что успела хорошо отдохнуть.
Лучший способ расслабиться и снять напряжение — прогулка. Мы живем в полутора километрах от Цнянского водохранилища, поэтому по воскресеньям прогуливаемся там пешком. Хочется покоя, тишины, спокойного общения. Из-за постоянного потока информации, мозговых штурмов не люблю шумные компании.
Руководя предприятием, ты сконцентрирован на его деятельности. В концерне же заводов много, и все разные: производят и ткани, и одежду, и посуду, и кожу, и обувь. Многозадачность постоянно держит мозг в состоянии возбуждения.
— Как при таком темпе умудряетесь всегда превосходно выглядеть? Улыбку и кудри Татьяны Лугиной знают многие белорусы.
— Секрет улыбки на самом деле прост. Я окончила хореографическую школу, занималась народными танцами, участвовала в коллективе «Полесские зори». Там нас и научили улыбаться. Оттуда же и осанка, походка. Что касается одежды — я принципиально ношу только белорусское. И это не обязательно наряды, изготовленные предприятиями «Беллегпрома». У нас шьют замечательную одежду разные мелкие предприятия и индивидуальные предприниматели. Сумочек у меня очень много, это моя слабость, но подавляющее большинство от «Галантэi» и «Маттиоли». Чем они хороши — выпускают много разнообразных моделей именно для деловых женщин, куда и ежедневник поместится, и кипа документов.
|
Перевести дух и подумать о даче
— Что в ваших ближайших рабочих планах?
— Основные вопросы, которые нужно решать, — закрепление позиций на рынке внутреннем и увеличение экспорта на рынки внешние. Сейчас потребители массово уходят за покупками в интернет. Создал сайт, зарегистрировался и начал отгружать товар — так дело не пойдет. Это отдельное искусство, особые знания, всякие секретики, которые позволяют многим предприятиям занимать первые позиции. Чтобы понимать нюансы работы на интернет-площадках и укрупнять продажи определенных групп товара, будем учиться в московском офисе известного маркетплейса.
Еще одна важная задача — открытие фирменных магазинов. Буквально на днях «Да дому» появился в Новополоцке. К 1 апреля следующего года планируем с Оршанским льнокомбинатом открыть 24 магазина по всей стране.
Активно осваиваем рынки стран СНГ. Сейчас плотно отрабатываем Казахстан, Азербайджан. У них тоже развивается легкая промышленность, но у нас есть своя сильная сторона. Укрепляем менеджмент, управленческие функции. Президент доверил нам значимые предприятия, подвести нельзя.
В то же время смысла в поездках за границу представителей каждого завода или фабрики не видим — это затратно, да и нужно ли? Работа ведется по принципу «один за многих». Функцию единого ядра по сбыту часто берет на себя Оршанский льнокомбинат — там сильная команда коммерсантов, продукция присутствует в 46 странах мира. Поэтому ему доверяем представление и других предприятий. Например, на ежегодную Шанхайскую выставку оршанцы третий год подряд берут продукцию Барановичского хлопчатобумажного объединения, Минского камвольного комбината, ткани «Моготекса».
— Что, на ваш взгляд, можно еще предпринять для активного развития легкой промышленности?
— Пришло время централизации управления некоторыми государственными активами. Не знаю, как поддержат эту инициативу в стране. Но шестой год я руковожу отраслью и абсолютно убеждена, что, если не реорганизоваться и не укрупнить некоторые бизнес-процессы, многие предприятия просто не выдержат конкуренции. Хочется нам того или нет, но компетенции в мире растут, как и скорость реакции на запросы потребителей.
У нас сегодня колоссальные конкуренты на рынке Центральной Азии: Китай, Бангладеш, Индия, Пакистан. Просто так туда не пробиться, в том числе из-за высоких заградительных пошлин: на текстиль — от 20 до 70 процентов. Поэтому надо входить либо с какими-то уникальными льняными вещами, либо с дизайнерскими, которые покорят за счет качества, особенной обработки.
Я всегда говорю: ставьте себя на место покупателя. Вот ваш товар, а вот узбекский, турецкий, китайский, иранский. Почему должны выбрать именно ваш? В чем ваша особенность? Заходить на рынок нужно так, чтобы покупатель, несмотря на наличие аналогичных товаров по похожей цене, захотел отдать деньги именно вам.
— А что же в планах для души? Не хотите построить дачу для отдыха на свежем воздухе?
— Идея дачи или дома за городом мне приятна. Да и труд на земле знаком. У нас есть дом в Пинском районе, 15 соток, мама там огород держит. Другое дело, что в этих суматошных буднях ни на что не хватает времени. Всего лишь год, как мы переселились в квартиру — небольшую, но свою. До этого обитали в служебном жилье. Сами понимаете, это совсем другое. Дух немного переведем — и подумаем о даче.