— Новый год, пожалуй, единственная волшебная сказка, которая сбывается. Она существует на самом деле, — Анна Ковалева, директор музея «Брест театральный», работающего при 12–й городской школе, приглашает меня в свой небольшой дом в частном секторе. Под музей отведена одна комната. Открывается дверь — и я попадаю в голубую пещеру с витринами, на которых стоят сотни Дедов Морозов и Снегурочек. Таков интерьер экспозиции, полностью смоделированной ее автором. Начиналась коллекция с родительского «экспоната». Анна берет его в руки:
— Мы переехали в Брест в начале 1960–х годов. Этот Дед Мороз был выпущен Брестской фабрикой сувениров в 1961–м. Видите, на шубе элементы нашего национального красно–белого орнамента. Без этикетки ясно, из какой страны.
География статуэток впечатляет. Италия, Словения, Чехия... Но больше всего, конечно, с просторов бывшего СССР. От Бреста до Владивостока, от Мурманска до Кавказа. И у каждой, продолжает коллекционер, свой национальный колорит:
— Украина — это гопак, шаровары. Вот и Дед одет соответствующе. А вот якутский Мороз со Снегурочкой. Видите, в каких они теплых шубах. Так же, как одеваются жители Крайнего Севера.
Свои особенности новогодний старик с внучкой приобретали не только по национальному признаку. Каждый производитель наделял их своими чертами. Вероятно, по вдохновению дизайнера. Анна Ковалева буквально оживляет персонажей:
— Те, что с Пушкинской фабрики игрушек — самые настоящие Деды Морозы. Уважаемые, достойные, знают себе цену. Ярославские — прикольные, с детским прищуром. Малыши их очень любят. А вот эти — суровые... Одна знакомая сказала, что их словно рисовали со Сталина. Такие производили в городе Калинин.
Не только место, но и время диктовало образ Мороза. Анна Ковалева достает старенькую, потрепанную фигурку, напоминающую не столько нашего Деда или американского Санту, сколько немецкого Святого Николая. В советские времена похожие статуэтки под ёлку привозили из ГДР. Тем не менее в руках у коллекционера — Дед Мороз. Только ему более 120 лет:
— Тогда еще не было образа Деда Мороза в шубе и валенках. Изготавливали его по немецкому прототипу. С немецких игрушек. Потому он и похож на Святого Николая.
Глядя на эту праздничную «армию», задумываешься: сколько радости на протяжении многих лет эти статуэтки приносили в дома, где рядом с ними каждый Новый год дети находили подарки. А кому–то счастьем было их выпускать в свет. Например, пациентам Куйбышевского психоневрологического диспансера или инвалидам ярославской артели «Победа». Есть в коллекции Анны Ковалевой и такие экземпляры. Неказистые на первый взгляд, но сделанные добрыми руками. От всей души.
Собранные Анной экспонаты отличаются не только внешне. Разнообразен и материал, из которого производили новогодних героев. Вата, папье–маше, фарфор, пластмасса. До войны их делали из гипса. Присутствуют здесь и современные, полиуретановые фигурки, но их немного. Поточный ширпотреб наших дней коллекционера мало интересует. Нет в нем столько тепла, сколько в старом добром винтаже, который исчезает с каждым годом.
Тем не менее Анна Ковалева продолжает пополнять свои «фонды». Иные экземпляры приобретает даже на аукционах. А что–то само приходит в руки. Кто–то, например, просто выбросил старых Мороза со Снегурочкой на улицу, а коллекционер подарила им вторую жизнь. Ну чем не счастливый финал новогодней истории?
КСТАТИ
Побывать в музее можно бесплатно. Но заранее нужно позвонить его владелице по телефону +375 29 804–92–47. Предусмотрено и групповое посещение, желательно не более 10 человек.
mityakov@sb.by