Якубович: не смейте немотивированно, «на глазок», повышать тарифы на коммунальные услуги

Сергею, 55, Могилев.


фото артура прупаса

Ваш комментарий вчера опубликован на сайте, поэтому надо, думаю, остальным читателям пояснить, в чем суть. В редакцию обратилась группа председателей ТС и ЖСПК Гомельской области, которых не удовлетворила публикация в «СБ». В частности, они сделали вывод, что автор репортажа защищает лишь госорганизации ЖКХ, а работу новых, негосударственных организаций этой сферы «не замечает». Безусловно, это не так. Я уже объяснился своим послесловием к этому редакционному письму — у газеты нет предпочтений. Добавлю к этому известное наблюдение, позаимствованное у китайцев: «Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей».

На протяжении многих лет редакция довольно резко и последовательно критиковала стиль работы государственного ЖКХ и не только из–за какого–нибудь нетрезвого и косорукого сантехника Васи. Это все мелочь. Тем более что сегодня небритый и в кирзовых сапогах Вася ушел в фольклор, сегодня в сфере работают в основном другие люди. Но, во–первых, они не особенно рвутся в штаты ЖКХ, многие стремятся оформить статус ИП, имеют портфолио, постоянную клиентуру и действительно способны не просто и кое–как заменить сальник крана, а делают все качественно и из добротных материалов.

Правда, и цены соответствующие.

Мы ссорились с МинЖКХ по принципиальным вопросам. Главным образом на тему: почему постоянно растут тарифы?
  Фото  Александра  Кушнера.

Это очень серьезный вопрос. Кому неизвестно, что наше население в основном не роскошествует, а зарплаты «бюджетников» весьма существенно отличаются от германских, шведских и даже польских? И это обстоятельство педалируют не только оппозиционные политики (что вообще–то логично!), но и всевозможная молодежь, которой очень хочется, чтобы у них было все, сейчас и сразу. Умудренные опытом и здравые люди, конечно же, знают и оборотную сторону Луны. Да, думают они, я получаю в рублях на 150 евро меньше литовского коллеги, но зато вдвое меньше его плачу за коммунальные услуги. А поскольку и мы, и литовцы живем в северных странах и отопительный сезон у нас затягивается иногда на 7 месяцев, то получается, что мне куда как комфортнее, чем среднестатистическому литовцу. При этом по умолчанию известно, что поскольку мы платим за «коммуналку» совсем немного, то это сугубо потому, что «разницу» между реальной стоимостью и оплатой покрывает государство. Значит, что? Значит, мы должны благодарить государство и, даже ворча на власть, — а где власть не ругают, подскажите? — понимать, что в случае чего другая, более «прогрессивная» власть» прежде всего переведет взаимоотношения с населением на прочные рыночные рельсы. Оно и спокойно, и легко объяснимо: хочешь жить и пользоваться благами цивилизации — плати! За все. За вырванный зуб, за сносную школу для детей, а уж за воду, тепло и прочие блага плати по себестоимости и без рассуждений. Что ж, кому–то, возможно, и понравится такая постановка вопроса, не знаю. Мне она не по душе. Мне кажется, что если гражданин семь месяцев на всю катушку и до упора будет платить за «коммуналку», а также другие услуги по себестоимости, а еще по отдельному тарифу оплачивать каждый визит дежурного электрика–сантехника, то в самые сжатые сроки этот еще вчера вполне себе удовлетворенный жизнью гражданин скажет: «Благодарю покорнейше. А за что я должен любить такую власть, которая лично мне ничем не помогает и только берет налоги?» Конечно, такого неблагодарного гражданина можно крыть последними словами и удивляться его политической безграмотности, но это бессмысленно, поскольку человек устроен так, что готов лечь под электричку только за ту власть, которая не на словах, а на деле, в том числе квитанциями коммунальных платежей, поддерживает его. Даже где–то ужимая свои планы по строительству амфитеатров, бизнес–центров и высадке живописных куртин, своей эстетикой радующих начальственный взор.

Именно исходя из таких простецких соображений я весьма интенсивно подписывал и засылал в печать критические материалы, обращенные непосредственно к коммунальным стратегам. Вы, господа, говорилось в этих публикациях, можете делать что хотите, но не увлекайтесь поисками прибылей для вашей отрасли за счет жильцов. Ведомственная прибыль неминуемо резонирует на доходах граждан, неумолимо искривляет суть социальной направленности власти. Заботясь о финансовом благополучии своей системы, вы переводите проблему из хозяйственной в политическую. Неужели это какая–то высшая математика? Настаиваю: делайте что хотите, но не смейте постоянно, тем более немотивированно, «на глазок», повышать тарифы, выдавая это чуть ли не за благодеяние для общества.

Это — если очень коротко. Тщательный и объективный анализ взаимоотношений по оси — сфера ЖКХ и население — потребует не одной газетной статьи.

Отдельной главой в этой эпопее является сравнение эффективности и полезности деятельности государственных жилищных контор и частных.

Как известно, частные коммунальные организации появились в России еще в начале 90–х и вскоре доказали, что там, где вожжи берет в руки необузданный и безжалостный бизнес, там проигравшим аутсайдером всегда остается жилец. Потому что коммунальный бизнес будет поликвиднее, чем даже торговля спайсами, а о жильцах некоторые «бизнесмены» думают лишь как о добыче.

Позволю маленькое лирическое отступление: никогда не задумывались, почему наиболее лакомым кусочком, из–за которого гангстеры пачками расстреливали друг друга и в США, и в Италии, да практически во всех развитых странах, считается мусор и другие бытовые отходы? Мне как–то довелось видеть в Париже фантастическое зрелище, когда все станции метро, все подходы к ателье художников на Монмартре и даже смотровая площадка перед Эйфелевой башней были усеяны тысячами гигантских пластиковых мешков с отбросами, которые отнюдь не озонировали воздух, но еще и парализовали движение. Посольские объяснили, что четыре дня как бастуют мусорщики. И вроде бы бросили они город на произвол судьбы не по указке профсоюзов, а по требованию тайной мафии. Правда, на пятый день весь этот ужас исчез и Париж вновь заблистал огнями, но мне рассказали, что мэрии экстренно пришлось раскошелиться на очень крупную сумму для мотивации мусорщиков, а эти деньги в основном растворились в сейфах мафии. Но промедли власть, и провалилась бы сиятельная Лютеция в черное чрево Парижа... Вот что такое незаметные «коммунальщики» с метлой и синим ведерком...

Но это к слову.

И российский пример я привел только для того, чтобы напомнить, почему, глядя на беспредельный разгул своей коммунальной мафии, Путин волевым образом, ломая через колено сложившиеся мафиозные связи бизнесменов, вновь возродил исчезнувшую было государственную коммунальную систему. Его посланник Собянин в Москве добился, чтобы конкуренция между мэрией и корпорациями не превратилась в борьбу на взаимоуничтожение, а была бы в пользу жильцов. Уверен, что и у нас тоже следует исходить из этого же принципа. У власти должна быть постоянная статистика, на основании которой можно делать выводы об общественной пользе, преимуществах как государственного, так и частного ЖКХ. Тогда для лучшего, более эффективного сегмента и будет зажигаться зеленый свет, а бюджетные и административные облака изливать соответствующие преференции. К общему удовольствию населения, для которого капремонты, чистые подъезды, тепло и порядок есть лучшее напоминание, что те, кому положено, заботятся о нем от всей души.

Согласен с вами, уважаемый «Сергей, 55, Могилев», что все хорошие идеи, в том числе и ваши предложения, не должны растаять в осенних сумерках, а стать предметным разговором на республиканском семинаре по вопросам ЖКХ. Уровень его участников, по–моему, предполагает серьезную дискуссию, анализ и достаточные «меры» по продвижению важнейшей для населения сферы.

*  *  *


Пишет «Дядя Федор»: «Павел Изотович, как вы относитесь к идее признать герб «Погоня» и бел–червона–белы стяг как культурно–историческое наследие нашего белорусского народа и вознести их на пантеон наравне с современными государственными символами? Ведь для значительной части людей нашей с вами общей страны эти символы являются священными или просто важными. Если мы хотим единства народа, может, пора уже принять, понять и примирить? С уважением к вам и вашей газете».

Спасибо. Ваш вопрос, «Дядя Федор», просто бомба, потому что любой мой однозначный ответ многим не понравится и они обвинят меня во всем на свете. Не посчитайте, что я прячусь за широкие спины читателей, но позвольте сейчас использовать такой редакторский прием. Пусть вам ответят посетители сайта «Сергей, 55, Могилев» и «Иван г. Кричев».

«Сергей, 55, Могилев»: «Дядя Федя, вопрос хоть и был направлен Павлу Изотовичу, но интересно получается по вопросу «Погони» и бел–чырвона–белого стяга как нашего белорусского культурно–исторического наследия» — как–то так вы написали. А когда я был в Литве, то ну если их флаг еще как–то отличается, то «Погоня» у них есть государственный герб, он везде висит и на паспортах. Что это, плагиат? Или мы чего–то не понимаем? Или у соседнего государства их герб собираетесь отнимать? Может, силой? Поэтому кого с кем вы собрались примирять? У нас что, кто–то с литовцами воевал или воюет? Пока это они как бы высказали нежелание покупать электроэнергию у Беларуси. Так что соседи они как–то... По–моему, глупость вы написали полнейшую, потому как самостоятельное государство Беларусь на мировой карте было образовано в результате распада Советского Союза в 1991 году и не раньше этого срока. Жили мы при поляках, при России, в СССР, но самостоятельного государства до 1991 года фактически не было. И в историческом периоде Великого Княжества Литовского я нигде не встречал сведений о нашей самостоятельности и белорусской государственности. Так что не нужно самим обманываться и людей вводить в заблуждение. «Примиритель» выискался. Все как раз и было верно тогда сделано: новая страна, новый герб, флаг и гимн. И принят был через референдум, всенародно, а народ свой нужно уважать. И уже вроде все мы, самостоятельные, даже гербы не передранные у нас с соседних государств, а свои, так радоваться должны, но нет же, вечно куда–то пытаются чересчур сьвядомые наш народ свернуть. То через язык, то через флаг. Вам Украины мало, в подвалах захотелось пожить? Там уж точно нескоро примирятся... А начиналось вроде безобидно, язык, герой Бандера, то да се. Если руки чешутся, поезжайте туда, а в Беларуси нечего смуту наводить. Надеюсь, у меня получилось «примирить?». Без обид только, уважаемый земляк...».

«Иван г. Кричев»: «Дядя Федор», эти флаги и гербы никакого отношения к Беларуси не имеют. А Великое Княжество Литовское — это не Беларусь. И сейчас не нужно возвращать ту историю».

Вот, «Дядя Федор», как считают читатели. Но полагаю, что есть и другие мнения. Обменивайтесь.

Пишите, спрашивайте, отвечу.

П.Я.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter